Основные положения СанПиН для школ
Информация устарела! Действующий СанПиН смотрите по ссылке.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.
Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.
Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.
Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.
Территория школы
Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.
Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.
Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.
Территория школы должна содержаться в чистоте.
Здание школы, помещения и их оборудование
В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.
Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.
Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.
Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.
В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.
Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.
Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.
Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.
Начальные классы
В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.
Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Старшие классы
Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.
Группа продлённого дня
Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.
Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.
Образовательный процесс
Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.
Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.
В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.
Ученики
Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.
Добрый день! У меня такая проблема. Как избежать проблем со зрением у ребенка, если домашнюю работу некоторые учителя скидывает детям по интернету, хотя у детей на руках имеются учебники. Приходится очень долгое время сидеть за компьютером и выполнять задание. И так весь учебный год. В случае, если у ребенка, к примеру, нет интернета и он Не выполнил домашнее задание, то получает свою «Двойку». Тут напрашивается вопрос, как нам все-таки обезопасить своих детей от воздействия компьютера, в первую очередь от воздействия его на зрение? Заранее спасибо!
Татьяна, тут, конечно, нарушаются права детей — и в плане вреда для здоровья, и в плане права на получение информации доступным образом.
Вы пробовали говорить с учителями, с заведующей, ставить вопрос перед директором? Думаю, проблема легко решаема.
Допустимое время, проведённое ребёнком перед компьютером, в СанПине для школ не указывается. Но существуют гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них. Наверняка где-то в интернете они есть.
Здравствуйте. подскажите пожалуйста. Где можно найти СанПин по уборке школы и рекомендуемые (допустимые) моющие средства для этого?
Все требования к уборке есть в СанПиНе, ссылку на который можно найти вверху страницы.
А разрешённые моющие средства в каждом регионе различаются. Их список можно получить в санэпидслужбе.
Подскажите, пожалуйста, какое максимальное количество часов занятий физической культурой в неделю должно быть в 10-11 классах? Есть ли эти данные в СанПиНе? Спасибо.
Есть только норма, указывающая, что занятий должно быть не менее 3. Максимум, видимо, определяется нормой недельной нагрузки.
Норму нагрузки можно посмотреть в этой таблице https://chupa-game.ru/wp-content/uploads/2011/09/Tabl3.gif А сколько баллов по шкале нагрузки имеет каждый предмет — эта информация есть в таблицах в тексте СанПиНа. Читайте и считайте 🙂
Добрый день. Закончили 1 класс и в классе проводили субботник и просто ужаснулись состоянием парт, они у нас деревянные, крашеные, поверхность не регулируется, стулья старые, некоторые сварены, все одной высоты и ничего не регулируется. В СанПиНе написано: Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. Директор на собрании говорит, что денег на ремонт кабинетов и мебель у школы нет, попечительские сдаем на ремонт школы. подскажите, что можно сделать в данной ситуации.
Анастасия, лучше всего при помощи родительского комитета воздействовать на директора, вместе найти вариант решения проблемы, приемлемый для обеих сторон.
Можно, конечно, писать жалобы — в отдел образования, в Роспотребнадзор, в прокуратуру. Возможно, это ускорит решение. Но если денег действительно нет, то жалобами их тоже будет не выбить.
Добрый день,подскажите пожалуйста. Сын 1 сентября идет в первый класс. Их идет 32 человека,и директор школы сказал , что на два класса делить не будут, так как не могут найти второго учителя, но ведь по нормам такое количество учеников не может быть в одном классе. Ведь и парт в классах всего по 15-то есть максимум 30 человек. Подскажите ,куда можно обратиться ?
Действительно, есть такая норма СанПиНа:
«10.1. …Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.»
Со ссылкой на неё вы вправе обратиться в отдел образования, в Роспотребнадзор (который и следит за соблюдением норм). Обращаться лучше в письменной форме, чтобы вам так же письменно ответили.
добрый вечер, подскажите пожалуйста где можно найти нормы по покраске кабинета( в частности парт и стульев) какие цвета и краски разрешены???
Алексей, вот такой есть пункт:
«7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7 — 0,9; для стен — 0,5 — 0,7; для пола — 0,4 — 0,5; для мебели и парт — 0,45; для классных досок — 0,1 — 0,2.
Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков — белый, для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) — цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам — белый.»
А что касается того, какие краски разрешены, то тут просто: те, которые имеют соответствующие сертификаты, разрешающие использование в детских образовательных учреждениях.
Сын идет в третий класс. Какой объем домашнего задания имеет права задавать учитель на выходные при шестидневной учебной неделе.
Про домашние задания подробно писали тут https://chupa-game.ru/oficialno/sanitarnye-pravila-i-normy-dlya-shkol/osnovnye-polozheniya-sanpina-dlya-shkol/comment-page-1#comment-26114
Здравствуйте, скажите пожалйуста, куда можно обратиться по вопросу наполняемости класса? На сколько известно, количество учащихся должно быть не более 25 человек, у нас же их 34.
Мария, действительно, в СанПиНе прописано:
«10.1. …Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.»
Вопрос этот нужно для начала обсудить с директором, а после неё, если решение не найдено, идите с двумя жалобами в департамент образования и в Роспотребнадзор.
Добрый день, обучение во вторую смену для учащегося 2 класса в течение всего учебного года допустимо?
Зависит от особенностей вашей школы и класса.
«В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.»
Добрый день! Могут ли дети 6 — 7 классов учиться первое полугодие с первой смены, а второе полугодие со второй смены. Нет ли здесь нарушения санитарно-эпидемиологических требований? Не сложно ли перестраивать в течение учебного года режим дня и график занятий для учащихся?
СанПиН не рассматривает этот вопрос. Задайте этот вопрос непосредственно специалистам Роспотребнадзора (8-800-100-10-76) или отдела образования.
Подскажите есть ли временные нормативы для второй смены? У нас 6 класс начинае учиться в 14. 25!
К сожалению, не нашли подобных норм. А позвоните в ваш Роспотребнадзор, спросите их мнение по поводу допустимого времени начала второй смены.
Здравствуйте, пришли сегодня на собрание родителей в первый класс, и с нас со всех взяли заявление о зачислении в группу продленного дня до 17 часов. Уроки начинаются в 8-30, помещения для сна в гимназии нет, д/з выполнять не будут. Все время будет распределено на дополнительную внеурочную деятельность и час прогулки. Родителям, у которых дети посещают спортивные секции или какие-то кружки, сказали, что все это после 17 часов, или делайте выбор. Правомерно ли такое решение руководства гимназии?
Нет, неправомерно. Начиная с отсутствия спальни и заканчивая обязаловкой в части допобразования. Вы имеете право не водить ребёнка в школу на дополнительные занятия, но ребёнок всё равно должен где-то заниматься. Попросите у администрации гимназии, какое количество часов ребёнок ПО НОРМАМ (а не по их внутренним требованиям) должен потратить на дополнительное образование в течение учебного года. Потом из своего кружка или секции принесёте такую бумажку. Но убедитесь, что там вам её дадут.
Добрый день! Скажите пожалуйста, ребенок пошел в первый класс, в классном помещени и спальной комнате кафельный пол. Можно ли использовать в этих помещениях такое покрытие? Заранее спасибо.
К полам такое требование
«4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.
Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.»
Добрый день не подскажете где найти нормы в которых прописано что стулья в школе нельзя обтягивать чехлами. родкомитет совсем с ума сошел хотят и на это деньги собрать.
Ну почему нельзя? Можно, но с соблюдением требований:
«5.17. …При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения.»
Правда это относится к игровым комнатам. Так что получается, что СанПиН просто не предусматривает вероятность использования чехлов на стулья, но это не означает, что он запрещает это…
Добрый день. Такой вопрос возник : может ли урок английского языка в начальной школе ( в 4 классе) стоять первым уроком в расписании?
Прямого запрета на английский первым уроком нет. Но существуют гигиенические рекомендации к расписанию уроков. Там много написано. Почитайте приложение 3 к СанПиНу https://chupa-game.ru/wp-content/uploads/2014/11/SanPiN_shkola.doc
Единственно, это всё является рекомендацией, а не строгим правилом. Поэтому, в конечном итоге, вопрос с расписанием школа решает самостоятельно.
добрый день) ребенок пошёл в первый класс, и нам вдруг объявили, что будет по 5 уроков каждый день, при 5дневке..является ли это нарушением норм?? динамическая пауза включена в эти 5 уроков….мы в шоке…
«10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять… для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры».
Требуйте соблюдения норм!
Здравствуйте, у меня такой вопрос мы учимся в 4-м классе во вторую смену, по идее это выпускной класс, почему мы учимся во вторую смену? И согласно санпина может быть 6 уроков при 6- ти дневной учебной неделе, а у нас получается пятидневка 6 уроков ( с 14.00 до 19.30, при этом школа работает до 20.00) правомерно ли это все? И если что то куда я могу пожаловаться? Заранее спасибо.
1. У вас не выпускной класс — после окончания 4-го класса дети остаются в школе.
«10.4. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.!
2. По СанПиНу, 6 уроков в 4-ом классе может быть только один день. Максимальное количество уроков в день при пятидневке почему-то не прописано, но есть норма недельной нагрузки. Вот здесь её можно посмотреть https://chupa-game.ru/wp-content/uploads/2011/09/Tabl3.gif А про то, как рассчитывается недельная нагрузка, читайте в тексте СанПиНа: Приложение 3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ.
Здравствуйте.Ребёнок пошёл в первый класс.Кабинет,в котором нам предстоит учиться в ужасном состоянии: на потолке подтёки, присутствует запах сырости, в стыках между окном и стеной из щелей висит солома,стены в трещинах. У меня вопросы:
1. как могли принять школу для открытия с таким кабинетом?
2. как грамотно поговорить с директором?
1. Этот вопрос рекомендую задать Роспотребнадзору и пожнадзору (их солома, вероятно, очень заинтересует).
2. Спросить у директора, считает ли он(а) условия в классе допустимыми. Указать на очевидные нарушения норм СанПиНа (просто распечатайте документ и выделите маркером нарушенные пункты). Предупредите, что, если нарушения не будут устранены в ближайшее время, вы будете вынуждены обратиться в проверяющие органы и в управление образования вашего региона. Готовьтесь к стандартной отговорке: школе не выделили денег на ремонт.
Здравствуйте. На родительском собрании обнаружили, что новые стулья в нашем классе сильно скрипят. (3 класс). Стулья покупала школа. Может ли родительский комитет просить эти стулья заменить на качественные? Учитель нде решается разговаривать с директором на эту тему.
А почему бы и не поговорить?
Добрый день, скажите пожалуйста есть ли нормативный документ, регламентирующий требования к организации питания в школах для старшеклассников.У нас 9 класс,время принятие пищи после 5 урока,всего уроков 5 или 6.,не поздно ли организованно питание?
Требований к питанию в старших классах в СанПиНе для школ нет.
Здравствуйте! Вопрос по освещения класса,если какие то нормы санпина на этот счёт?Если да,то хотелось бы знать о них.Спасибо !
Есть, и их много. Читайте текст СанПиНа, раздел «VII. Требования к естественному и искусственному освещению».
Ссылка на текст — вверху страницы.
Нормальным является что у детей второго класса начинается урок 14.00 и они после шестого урока 18.40 идут домой???Когда делать уроки? А на улице полно бродящих собак??? Что делать?
Время начала второй смены СанПиНом не оговаривается. А вот 6 уроков во втором классе может быть только в один день из шести учебных:
«10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять… для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе.»
Ребёнок учится в 4 классе.
Скажите пожалуйста, можем ли мы отказаться оставаться в школе после основных занятий?
Учительница объявила, что в среду, после 4-го урока она никого не отпускает, все остаются на группу продлённого дня, потом на классный час, а потом на урок развития речи. И ребёнок будет в школе до 15,30.
Правомерно ли такое требование?
Ирина, дети обязаны оставаться на уроках, внесённых в основное расписание. Оставлять вас на дополнительные занятия никто не имеет права. Также, если урок развития речи является не дополнительным, а основным, тогда н должен проводиться после четвёртого. Без перерыва или только с перерывом на обед.
В то же время, дети обязаны определённое количество часов в неделю потратить на дополнительное образование. Но не обязательно в вашей школе.
Подскажите пожалуйста куда обратиться, чтобы решить проблему? Перешли в 10 класс новой школы, так в классах для старшеклассников мебель для первоклашек…у дочери уже болит спина и шея от сидения за такой партой и на таком стульчике…что делать?
В Роспотребнадзор! У вас грубо нарушаются требования к размеру мебели.
«5.3. Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.» Ссылка на таблицу https://chupa-game.ru/wp-content/uploads/2011/09/Tabl1.gif
Здравствуйте, мой ребёнок ходит во 2 класс. В первом классе весь год , он сидел на 5 парте в правом ряду, а в этом году пересадили на 5 парту левый ряд. Говорила с учительницей, бесполезно, она говорит ей так удобно… Хочу написать жалобу, подскажите куда и на что ссылаться?
Ольга, нарушение есть лишь в том, что пересаживают детей только раз в году. А то, что ребёнок всё время сидит на 5-ой парте, — нарушением не является. Если только ваш ребёнок не является одним из самых высоких в классе. По правилам, низкие дети сажаются за передние парты, высокие — за задние.
«5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.».
Перемена между сменами 5 минут. Второклассники не успевают переодеться с физкультуры, а четвёртый класс уже должен сидеть на своём первом уроке. Это допустимо СанПином?
Нет, это не допустимо.
«10.13. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.»
Доброе время суток. Подскажите пожалуйста, сколько раз должен питаться первоклашка? У нас в школе говорят, что завтрак и обязательно обед, ссылаясь на санпин. Говорят, что по СанПину кл. руководитель не имеет права не кормить ребенка, у которого 5 уроков. Первый класс, а каждый день по 4 урока + динамическая пауза, а в среду 5 уроков и динамическая пауза. Правомерно ли это? Если нет, куда обращаться за помощью?
Школа обязана организовать обед только для продлёнки.
Подскажите пожалуйста по норме должны ли задавать домашнее задание в 1 классе! У нас учитель задаёт по 4 страницы прописи каждый день, а мы учимся только 2 недели!
СанПиН прямо запрещает домашние задания в первом классе:
«10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований… Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.»
Учитель может как угодно аргументировать нарушение требований, но от этого оно не перестанет быть нарушением.
Моя дочь учится в 5 классе. Расписание составили так, что во вторник у нее 4 урока, а в среду — 7 уроков (последний урок — физкультура.) Правомерно ли это? Как я понимаю, есть несоответствие СанПиНу. Может ли дочь не посещать последний урок?
Марина, да несоответствие есть.
«10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
— для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков.»
Мало того, что не соблюдается требование равномерности, но и предельно допустимое количество уроков превышено.
Думаю, если вы напишете на имя директора заявление, в котором укажете причину отказа от посещения урока, проблем возникнуть не должно. Ну, и удостоверьтесь в том, что директор получил(а) и прочитал(а) заявление. Лучше напечатать его в двух экземплярах один отдать директору, на втором попросить поставить печать и запись о том, что заявление получено такого-то числа, и этот экземпляр оставьте себе.
Ну, а если возникнут проблемы — будут ставить прогулы или неудовлетворительные оценки, или попробуют шантажировать вас оценками, — смело можно жаловаться в Роспотребнадзор и отдел образования.
Большое спасибо! Ваша консультация и поддержка очень ценны!
Здравствуйте! Скажите пожалуйста какие документы на кулер должны быть предоставлены для СЭС? Говорят должен вестись журнал по смене бутыли кулера. Так ли это? И как он ведется? Кулер стоит в классе
В СанПиНе это не прописано.
Может ли быть в начальной школе 6 уроков? У нас четвертый класс.
Наталья, один раз в неделю может.
«10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
— для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе»
Добрый вечер! У меня ребенок учится в 8 классе. Учится со второй смены. Уроки заканчиваются в 19.30. На улице уже темно. Правомерно ли заканчивать уроки в такое позднее время? Многие дети живут не рядом со школой, некоторые вообще за городом в силу жизненных обстоятельств и приезжают домой поздно в 21-21.30. Когда подняли данный вопрос на собрании учитель сказала, что если Вас , что то не устраивает можете забирать свои документы и идти в школу, которая расположена в вашем районе. Может ли учитель, так разговаривать с родителями, а тем более с детьми?
Про «может ли учитель так разговаривать» — это вопрос норм не санитарных, а этических и профессиональных.
Что касается законов и норм по времени окончания работы школы, здесь всё в порядке. Действительно, в том, что дети возвращаются домой в такое позднее время, нет вины школы. К тому же зимой темнеет уже в 4 часа утра, но дети, даже многие начальные классы, в это время ещё учатся. Невозможно подстроить работу школы ни под особенности сезонов, ни под каждого ребёнка в отдельности.
Добрый день Учились в первую смену , в сентябре учитель пришла и говорит будем учится во вторую , правомерно ли это , у нас 4 класс
Да, 4-ый класс может учиться во 2-ю смену.
Здравствуйте! Мой ребенок ученик 6 класса, учится во вторую смену. Живем на севере, скоро темнеть будет после обеда. Учеба начинается с 14.00, заканчивается 19.40. Питание не организовано, столовая закрывается в 14.30 (перекусывает перебежками между уроками, растущий организм). Существуют ли нормативно-правовые документы МО РФ, Роспотребнадзора и др. по организации второй смены? интересует — время начала 2 смены, требования к составлению расписания занятий, требования к питанию. Спасибо!
Светлана, СанПиН, о котором рассказывается в этом материале, таких вопросов почти не касается.
Есть только вот какой пункт:
«4.17. В общеобразовательных учреждениях необходимо предусмотреть набор помещений для организации питания обучающихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.»
То есть, вероятно, существуют какой-то отдельный СанПиН по организации питания.
О таких документах ним ничего не известно. Но почему бы вам не обратиться в ваш Роспотребнадзор? Обычно там сидят отзывчивые люди, готовые помочь.
Здравствуйте. У моего ребенка в 5 классе в среду поставили восьмым уроком новый предмет, ссылаясь на то что добавили новые предметы в учебном плане и некуда ставить этот урок. Т.е. у детей получается 6 уроков, потом 45 минут они просто сидят в школе в классе и потом восьмой урок. Законно ли это? Как детям потом еще учить домашнее задание.
«10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять: … для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков.»
Этим всё сказано 🙂
Если есть норма, она должна соблюдаться и учитываться учебными планами. С этого года во многих начальных классах Ярославской области, например, чтобы уложиться в нормы, сократили часы изучения некоторых предметов, а кое-какие и вообще убрали из учебного плана.
Жалуйтесь в отдел образования и Роспотребнадзор.
Здравствуйте! Ребенок ученик 4 класса, уроки начинаются в 9.00. Учитель по русскому языку заставляет детей оставаться после уроков исправлять ошибки. Сегодня держали до 16 часов. Из-за чего приходится пропускать тренировки. На что, на какие пункты можно ссылаться, чтобы ребенка не держали так долго в школе?
У вас есть расписание. Ребёнок обязан быть на всех уроках, включённых в него. После основных занятий могут быть дополнительные, которые не обязательны, если вы посещаете занятия в других учебных заведениях.
Сослаться можно, например, на нормы максимально допустимой недельной нагрузки.
10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.»
Вот эта таблица https://chupa-game.ru/wp-content/uploads/2011/09/Tabl3.gif
могут ли углубленные классы в школе с углубленным изучением отдельных предметов учиться
1. по субботам при 6- дневке
2. во вторую смену
«10.4. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.»
Про шестидневку ничего не сказано.
Здравствуйте, ребенок пошел в первый класс, вопрос касающийся расписания уроков. Пн 4 урока, вт. 5 уроков в т.ч динамическая пауза, ср. 6 уроков в т.ч динамическая пауза, чт. и пт. по 4 урока. Динамическая пауза пауза считается ли уроком? И допустимо ли такое расписание для первоклассников?
Динамическая пауза не урок, так как в это время дети не учатся.
Требования по количеству уроков такие:
«10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять: — для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры»
Если в среду у вас есть урок физкультуры — всё по нормам.
Спасибо.
Подскажите кто и по каким документам или нормам устанавливает продолжительность урока (в нашей школе уроки по 45минут. В других школох у кого не спрашу 40минут) с чем это связано. И к кому нужно обращался с просьбой от родителей на 40минутные уроки. Особенно для детей которые посещают начальную школу для них это очень большая нагрузка да ещё и во вторую смену. Это нужно не работать чтобы делать уроки утром т.к. вечером это перезагрузки ребёнка.
10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Так что каждая школа (администрация) сама решает, какую продолжительность уроков ставить. Вопрос этот можно попробовать решить посредством собрания общешкольного родительского комитета. Можно принять документ и направить пожелание директору.
А у ваших знакомых дети не в первом классе учатся? И не в компенсирующем?
Здравствуйте.У меня такой вопрос,мою дочь учитель хочет оставить после уроков заниматься с двоечниками,она этого делать не хочет,как быть?
Анна, отказываться! Где написано, что один ребёнок обязан помогать другим осваивать школьную программу? Требуйте от учителя объяснения, на каком основании она считает допустимым привлекать ученика к выполнению её собственных обязанностей. И неплохо было бы донести об этой ситуации директору.
И ещё вопрос.На четверг в расписании для 5 класса первым и вторым уроком стоят ОБЖ и информатика-элективы,которые никто не выбирал,и ходить на них должны все,а потом идёт русский язык,математика,литература и физ-ра.Что по этому поводу говорит санпин?
В этом вопросе СанПиН вам не поможет. Нужно искать какие-то другие документы, рассматривающие вопросы составления расписания. Или лучше сразу позвоните в отдел образования и спросите, правомерно ли такое расписание, как у вас.
Добрый день.Дочь перешла в 5 класс,классный руководитель с директором школы решили,что полы в классе после уроков дети будут мыть сами,нас просто поставили в известность.В школе полно техничек,ведут они себя по-хамски,про генеральную уборку раз в месяц речи не идёт вообще,всю началку родители сами ходили мыть окна и всё остальное.Может ли мой ребёнок отказаться от дежурства?
Анна, здесь есть ответ на ваш вопрос https://chupa-game.ru/otvety-mamam/mogut-li-zastavit-detej-myt-pol-v-klasse
Добрый день. Подскажите есть ли какие-нибудь нормы по техническому оснащению школьных ранцев?
У моих детей портфели на колесиках, но их классный руководитель, она же завуч начшколы, запрещает возить портфели по школе, мотивируя это тем, что они(мои дети) могут наехать колесами на ноги впереди идущих детей ( хотя я видела что портфели они везут ЗА собой). Часто дискримирует их в классах класса ( они двойняшки). А однажды щаявила на весб класс, что у нее сегодя плохое настроение из-за мамы «семейства Федорковых». Дочь говорит, что ненавидит свою фамилию, так часто она употребляется в негатмвнлм светех. Что я могу сделать? К директору не виду смысла идти т.к. завучи директор подруги да и к тому же заместитель директора родная сестра нашего классного руководителя и завуча в одном лице.
Таких норм нет.
Но есть нормы морали, которые обязаны соблюдать все. И к учителям в этом плане требования повышенные. Никто не имеет права унижать и оскорблять человека, да ещё и прилюдно. Хотя вряд ли это делается в неприличной форме, поэтому учителя нельзя будет привлечь к административной ответственности.
Но оставлять это без внимания тоже не следует, потому как ложное ощущение безнаказанности может только усугубить ситуацию. Мне кажется, было бы правильным поговорить и с учителем, и с директором. Вам нет дела до их личных взаимоотношений. Вы ведь единственный человек, который может и обязан заступиться за ваших детей.
Здравствуйте,спасибо за ответы,про дежурства всё поняла,но возник другой вопрос .В уставе школы написано,что ученик обязан дежурить в классе и устав должны соблюдать и ученики,и родители.С одной стороны пишут-к труду только добровольно,а с другой-соблюдайте устав.Что делать?
Анна, здесь вступает в силу один из главных законов юриспруденции: если два документа противоречат друг другу, то нужно руководствоваться тем, что написано в документе, имеющем бОльшую силу.
В данном случае закон «Об образовании» явно перевешивает Устав школы, который и законом по сути не является.
Так что ответ прежний: насильно привлекать детей к труду никто не имеет права.
Добрый день. Было собрание, на котором сказали, что если ребенок будет посещать продленку(у меня ребенок в 3 классе) я должна буду в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПЛАТИТЬ за обеды, а ребенок ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСЕЩАТЬ обеды., Термосы, небольшой перекус исключен САНПИНом, а если ребенку не нравится питание в школе. Скажите правомерно это?. Спасибо.
Елена, это как в садике: пока ребёнок находится в образовательном учреждении, ответственность за его здоровье несут педагоги. Если вдруг во время продлёнки у ребёнка случится отравление, то виновата будет школа. А оставлять оставшегося на продлёнку ребёнка без обеда не разрешает СанПиН:
«При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак — на второй или третьей перемене во время учебных занятии; обед — в период пребывания на продленном дне в 13 — 14 часов, полдник — в 16 — 17 часов.» (Приложение 6)
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, у нас в 6 классе в субботу ставят 6 уроков и седьмой классный час. При этом, это уроки такие как математика, обществознание, английский. После семи уроков дети приходят домой в субботу усталые. В воскресенье делаем уроки на понедельник (задают очень много). Получается у детей выходного дня, как такового нет. Можно ли, как то решить данную проблему.
Можно.
1. Считаем недельную образовательную нагрузку.
«10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).» (читайте текст СанПиНа — там таблица).
2. Считаем, сколько времени требуется на выполнение домашнего задания:
«10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.»
3. Смотрим, соблюдена ли норма равномерной нагрузки во время учебного процесса:
Приложение 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ: «Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.».
4. Домашние задания, требующие письменной работы, не должны задаваться на выходные. Это означает, что, если у вас математика в субботу и в понедельник, то в субботу письменное домашнее задание не даётся. Если даётся — ребёнок имеет право не выполнять его, так как у него есть право на выходной день.
Вообще, рекомендую перейти вам на очень простой принцип: выполнять домашнее задание то, которое задали на сегодняшних уроках, а не то, которое нужно подготовить к завтрашнему дню. Тогда воскресенье останется выходным днём.
Здравствуйте! у нас 2 класс и всю неделю по 6 уроков что делать ? В 1 классе писала и говорила что на выходные и каникулы нельзя уроки письменные задавать Учителей хватало в 1 классе на 2 дня и потом все снова.
Очевидно, необходимо жаловаться. В первую очередь — директору школы. Во вторую (если директор не желает решать проблему) — в отдел образования и Роспотребнадзор.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, с какого времени должны учиться первоклассники ? Заранее спасибо.
Первоклашкам — как и ученикам других классов:
«10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.»
Здравствуйте. Я работаю учителем в малокомплектной школе во 2 и 4 классах. Количество учащихся в двух классах превышает норму (всего 18 человек). Законно ли это?
Надежда, какую норму вы имеете в виду?
Я имею в виду норму наполняемости классов комплектов по Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.2. 2821– 10). По этим нормам допустима напоняемость в этих классах 10-15 человек. По словам руководителя это сделано в целях экономии бюджета. Законно ли это?
В СанПиНе написано: «10.15. …Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.»
Если есть слово «должна», то это не рекомендация, а строгая норма. В вашем классе-комплекте должно быть 10-15 детей. Если их больше, то их нужно разделять н 2 отдельных класса. Объединение детей в такой большой класс-комплект — противоречит и нормам, и интересам детей. Жаль, что директора вашей школы больше беспокоит экономия бюджета, чем условия для обучения.
Здравствуйте! Прописано ли где-то, как должно осуществляться проветривание классов и можно ли детей на перемене держать в классе? Во 2 классе учительница не выпускает учеников на перемену из класса (перемена есть, но дети должны оставаться в классе), во время уроков все время приоткрыто окно. На мой взгляд, дети не имеют возможности полноценно отдохнуть.
«6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.»
Больше, к сожалению, ничего по вашему вопросу в СанПиНе не нашла.
В целом, там несколько раз говорится о необходимости удовлетворять естественную потребность ребёнка в движении. Можно надавить на учителям этим требованием. Ведь, запрещая детям выходить из класса, она лишает их возможности достаточно двигаться, что вредит их здоровью. Да и психологический отдых от четырёх стен класса просто необходим.
Почему бы вам не поговорить об этом с учителем? Вы же не одна мама, обеспокоенная этой ситуацией. А если не найдёте понимания, можно с этим вопросом обратиться к директору школы.