Основные положения СанПиН для школ

Информация устарела! Действующий СанПиН смотрите по ссылке.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

 

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

 

Территория школы

 

Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

Территория школы должна содержаться в чистоте.

 

Здание школы, помещения и их оборудование

 

В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

 

 

Начальные классы

 

В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

 

 

Старшие классы

 

Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

 

Группа продлённого дня

 

Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

 

Образовательный процесс

 

Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

 

 

Ученики

 

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

 

А ещё вам может быть интересно:

Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

907 комментариев к «Основные положения СанПиН для школ»

  1. alka:

    Составлен группой кабинетных ученых-идеалистов, которые, наверняка, не работали в школе…… Грустно, что такую благородную творческую профессию загоняют в угол разными нереальными приказами, нормами, предписаниями…

  2. Скандалистка:

    Не выполняют санитарные нормы в школах и выполнять не будут! Я на собрании заявила директору о нарушениях и вызвала негодование общественности. Навскидку в любом кабинете нашей школы найду не менее 10 нарушений, начиная от обоев на стенах и заканчивая шириной рядов между партами; санузлы как воняли, так и воняют; дети в конце каждой четверти делают генеральную уборку в кабинетах. Надоело беззаконие!

    • Наверно, надо искать среди родителей единомышленников. В одиночку бороться с беззаконием сложно.

    • Ольга:

      Большинство детей никогда не смывают за собой в туалете. Поэтому даже если каждый день мыть туалеты хлоркой, запах будет стоять в течении дня. Когда мы дома все делаем за детей, например, не смыл сынишка, не страшно, ведь он забыл и т.д.Извините, если промазал мимо унитаза, не страшно. А в школе за каждым ребенком приставить нянечку — нереально. Может быть стоит быть требовательной не только к учителям(представляете картину: учитель учит 25 детей пользоваться туалетом и раковиной?), но и к себе и своим детям?

  3. Полли:

    В нашей школе , во 2 классе. Все доп занятия включили в основное расписание, и раздали договора об оказании платных услуг. Мнения родителей разделились: нужен ли во 2м классе второй иностранный язык, информатика , народоведение, логика, риторика. У нас пятидневка, но при этом по 5 уроков в день и 2 раза в неделю по 6 уроков. Ни о каких факультативах речь не идет. Сын приходит из школы как «тряпочка», уроки делаем на повышенных тонах. Понимаю как ему тяжело и не могу защитить своего ребенка. Директор поставила ультиматум: или так, или -переводитесь в другой класс! А дети не мишки плюшевые, для них адаптация тяжело дается!

    • Школа не имеет право навязывать родителям платные услуги. Основное образовании у нас в стране бесплатное. То, что предлагается платно, — можно выбрать (частично или полностью), а можно и отказаться. Поговорите ещё раз с директором. Мягко скажите ей, что если она продолжит заставлять вас платить за занятия, которые вам не нужны, вы будете вынуждены обратиться в отдел образования и Роспотребнадзор с вопросом, действительно ли вы обязаны платить за дополнительные занятия. Ну, и если на неё это не подействует — поможет коллективное письмо — в обе инстанции.

      Ради любопытства. Вы где живёте?

  4. татьяна:

    В нашей школе бесплатная продленка до 18.00,а платная до 16.00. На собрании нам объявили,что с бесплатной продленки можно забирать только после 18.00. После продленки ребенок приходит,просто «мертвый «. Где можно узнать,может ли ребенок первого класса находиться в школе 10 часов???

    • Согласно СанПиНу:

      «Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
      Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.»

      Таблица 3 https://chupa-game.ru/wp-content/uploads/2011/09/Tabl3.gif

      Татьяна, но тут и законов никаких не нужно. Никто не может заставлять ребёнка находиться в школе дольше, чем длится учебная деятельность (основная). Советую просто поговорить об этом с директором школы.

      Вопрос может возникнуть только с дополнительной, внеклассной работой, которая с некоторого времени стала обязательной. Но это — всего несколько часов в неделю и не обязательно в школе (есть же учреждения дополнительного образования и частные образовательные центры).

  5. Лана:

    Добрый день! Хотелось бы знать, имеет ли право учитель не отпускать учеников на переменку, если кто то себя плохо ведет, а это происходит регулярно, и дети сидят в душном классе вообще без переменок, так же и, что касается урока физкультуры, плохо вели себя, сидите в классе. Я возмущена этим, тем более что у меня девочка и поведение всегда 5. И вообще почему их все время пересаживают, только привыкла к одному, садят к другому, Я считаю что это плохо сказывается на учебе, я имею ввиду именно мою дочь, потому, что постоянно дергают отвлекают, и если что не так обоим 2 в журнал. Это не очень хорошо сказывается на психологии ребенка. А здоровье моего ребенка для меня важно. Спасибо.

    • Нет, учитель не в праве задерживать детей в классе после звонка — ни на секунду! Отдых детям необходим.

      Читаем СанПиН:

      «10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая».

      Рекомендую поговорить об этой ситуации с директором школы. Если ничего не изменится, можно обратиться в отдел образования и в крайнем случае в прокуратуру (но вряд ли до этого дойдёт).

  6. Зульфира:

    Мой ребенок учится в первом классе, на очередном собрании, она сказала, что необходимо купить клеенки для парт, чтобы дети не портили мебель, причем сказано это было настоятельно. ВОПРОС:Не вредно ли это для здоровья ребенка, тем более помещение класса не очень большое, в классе душно

    • Рекомендую вам поинтересоваться этим вопросом в местном Роспотребнадзоре. Можно сделать это по телефону, в форме консультации.

  7. Ольга:

    Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, какова величина балла у рисования и музыки по шкале трудности. Там стоит 3 балла, это у каждого предмета по три, или оба предмета «весят» 3 балла? Заранее спасибо.

    • Добрый день! Не удалось найти эту шкалу. Могли бы вы дать ссылку на неё?

  8. Ольга:

    Здравствуйте! Ссылку с вашего сайта дать не получается, так как только при скачивании документа можно увидеть его пункты.
    10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).
    В этом приложении таблица по Агаркову.

    • Ольга, перед таблицей есть комментарий:

      «При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 — 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.»

      Думаю, тут нужно опираться на слово «каждого». Предметы просто сгруппированы по уровню сложности, и для каждого он — 3 балла.

  9. Марина:

    Здравствуйте! Дочь ходит в первый класс, занятия по физкультуре проводятся на свежем воздухе и планируются проводится и дальше вне помещения, существуют ли ограничения связанные с температурой воздуха и метеоусловиями?

    • Марина, да, существуют. Читаем СанПиН:

      «10.23. …Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам (приложение 7).»

      Это приложение ищите в тексте СанПиНа в конце документа https://chupa-game.ru/wp-content/uploads/2011/11/SanPiN_shkola.doc

  10. Мадина:

    Добрый день! подскажите пожалуйста уменя такая проблема мы живем в деревне а в школу дети ездеют за 8 км от деревни.младший сын учится в 3 классе у него около 4-5 уроков в день,заканчиваются у него уроки в 1час дня.И сидит и ждет до 16 часов остальных детей с 5-11 класс чтобы школьный автбус отвез домой.Не кого горячего питания нет и продленки тоже,дети сидят на подоконниках или бегают по всей школе не чем не заняты.По приезду домой налетают все подряд кушают итак до самой ночи.ребенок сильно стал уставать приезжает с головной болью.Спасибо!

    • Лучше всего эту проблему обсудить с директором школы. Вероятно, ваш ребёнок не единственный, и другие родители тоже обеспокоены этой проблемой. Попробуйте вместе с директором найти выход из ситуации.

      Продлёнку школа не обязана устраивать — это решает директор, основываясь на имеющихся возможностях. Может быть, если в школе не хватает педагогов, получится договориться о платной продлёнке, что может быть накладно для родителей, но зато исчезнут беспокойства о самочувствии ребёнка.

  11. Елена:

    Здравствуйте!скажите пожалуйста сколько дней можно пропустить в школе без справки по новому сан пину,моя дочь во2 классе?

    • Елена, очевидно, нисколько 🙂 Это же не садик, а школа, посещение которой обязательно.

      На эту тему в СанПиНе есть только один пункт.

      «11.3. Обучающихся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.»

  12. Екатерина:

    Скажите пожалуйста, а если ребенок находился у бабушки в гостях далеко от города в рабочие дни (среда, четверг, пятница) и выходные, а в понедельник мы вышли в школу. С нас требуют справку. Я объясняю, что предоставить ее не могу. Записки от родителя говорят недостаточно. Правильно ли?

    • Ваш ребёнок находился у бабушки потому, что болел? В этом случае необходима справка от педиатра, в которой будет написано, что ребёнок со слов матери перенёс респираторное заболевание, на момент обращения здоров. Собственно, больше ничего, кроме диагноза «Здоров», школе и не нужно.

      Если же ребёнок пропустил школу не по причине болезни, то, видимо, нужно написать объяснительную на имя учителя. В этом случае требовать от вас справку от педиатра не должны. При этом школьный врач или медсестра вправе направить ребёнка на консультацию педиатра при подозрениях на заболевание.

  13. Наталья:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, ребенок учится в 8 классе, по СанПиНу недельная нагрузка (при 6 дневной учебной неделе) должна составлять 36 академических часов. По расписанию у нас ровно 36 часов, но дополнительные занятия (английский, как второй иностранный язык, т.к.у нас школа с углубленным изучением иностранных языков) и факультативы (рус.яз., математика) в эти 36 часов не входят. Правомерно ли это?

    • Наталья, все обязательные занятия должны уложиться в эти 36 часов. Ходить ли на факультатив — ваш личный выбор.

  14. Татьяна:

    Здравствуйте! Помогите пожалуйста, моя дочка учиться в 3 классе. У нас какая-то новая программа в школе. Если сложить время всех уроков и дополнительных уроков по внеурочной деятельности, то получиться 31 час 30 минут. Это нормально? Учимся 6 дней в неделю. К тому же во 2 смену. Что делать?

    • Татьяна, в СанПиНе сказано:

      «10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
      Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.»

      Ссылка на таблицу https://chupa-game.ru/wp-content/uploads/2011/09/Tabl3.gif

      Другими словами, для каждого класса определён максимум недельной нагрузки, в который должны уложиться и обязательные уроки, и внеурочная деятельность. Эти ограничения не зависят от образовательной программы. Поговорите с директором об этом, узнайте её/го отношение к этому вопросу, поделитесь своими опасениями. По результату беседы можно будет решать, как поступать дальше.

  15. alsu:

    Прочитала внимательно весь санпин, но не нашла там информации, имеют ли право школы проводить спаренные уроки, как труд, но по другим предметам.

    • Это нельзя делать только в начальной школе:

      «10.8. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.»

  16. Надежда:

    Добрый день!
    Мы — «новые» Россияне, поэтому масса вопросов и нововведений. Вот одно из них. Нам велено изменить расстановку мебели в кабинетах так, чтобы:
    1 — доска и монитор/телеэкран не находилась за спиной учителя;
    2 — свет учителю падал слева;
    и — ещё кое-что по мелочи.
    В связи с этим вопрос: стол учителя будет ЗА спинами учеников — чтобы свет падал слева и нам, и детям? Или могут быть какие-то варианты?
    Спасибо.

    • Надежда, такие тонкости лучше уточнять у тех, кто вам предъявляет эти странные требования.

      У меня дочка ходит в сельскую школу в российской глубинке. Доска расположена за спиной учителя (а как иначе, если учитель сидит лицом к детям?!), свет из окон падает с правой стороны (а слева, извините, окна не предусмотрены).

  17. Ирина:

    Здравствуйте.
    Дочь учится в первом классе. В конце 2-й четверти директор школы известила родителей о смене учителя со второго полугодия, в связи с выходом нашей новой учительницы из отпуска по уходу за ребенком до 3—х лет. С новым учителем нас не познакомили. Завтра дети идут в школу к учителю, которого ни они , ни мы — родители в глаза никогда не видели. Но это не все, нас также известили, что наших деток переводят из кабинета, находящегося на 2- этаже здания в кабинет, находящийся на 3-м этаже. Скажите правомерно ли это, ведь в соответствии с нормами учащиеся 1-го класса должны располагаться в кабинете, находящемся не выше 2-го этажа.
    Спасибо.

    • Ирина, СанПиН только рекомендует размещать классы для обучения первоклашек не выше 2-го этажа, оставляя при этом право окончательного решения за директором:

      «Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа…»

      Предварительное знакомство с учителем также не является обязательным. По факту, нарушений нет.

  18. ольга:

    здравствуйте скажите законно ли задавать дз по физ-ре в 8 классе, если и так сдаешь все нормативы на уроке.

    • Ольга, домашнее задание могут задавать по любому предмету.

  19. ольга:

    Добрый вечер ну по физкультуре нет учебника, почему ребенок должен писать с компа целый час, а как же зрения????

    • Ольга, да, зрение нужно беречь, поэтому советуем вам ознакомиться самой с правилами работы за компьютре и рассказать о них ребёнку. При соблюдении правил час работы за компьютером не навредит.

      А вообще, всегда предпочтительнее в подобных случаях общение непосредственно с учителем, по работе которого у родителей возникают вопросы. Или хотя бы поинтересуйтесь у классного руководителя, зачем по физкультуре задаётся теория на дом, если все нормативы ребёнок сдаёт. Удачи вам!

  20. Нина:

    Добрый вечер! У нас в школе после ремонта сделали стены пластиковыми панелями. Разрешено или нет? Пластик хрупкий материал. И я не считаю ,что он пригоден для школ.

    • СанПиН не запрещает отделку помещений пластиком. Однако:

      «4.31. Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей.»

      Если вы сомневаетесь в безопасности такого материала, попросите сертификаты, в которых указано, что используемый пластик безопасен и разрешён для детских учреждений. Можно ещё покопаться в Интернете в поисках информации о том, насколько вообще пластиковые панели экологичны и существуют ли в принципе те, что разрешены для использования в детских учреждениях (школах и садиках).

      Тут ещё есть один важный момент. Что разрешено для потолка может не подойти для стен. СанПиН устанавливает допустимую норму для коэффициента отражения света от стен:

      «7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7 — 0,9; для стен — 0,5 — 0,7; для пола — 0,4 — 0,5; для мебели и парт — 0,45; для классных досок — 0,1 — 0,2.»

      Обратите внимание на фразу про матовую поверхность. Вряд ли пластик способен на это. Всё же обычно стеновые панели глянцевые, а значит, не подходят для отделки стен класса.

      В общем, если вы принципиально настроены, можно поднять шумиху 🙂

  21. Наталья:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста в морозы при какой температуре ребенок начальных классов может не ходить в школу. Мы живём в Ярославской области. Спасибо.

    • Наталья, СанПиН для школ этот вопрос не регулирует. Ссылаются на ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», но мне не удалось найти там этой нормы.

      Стандартно, в Центральной России 1-4 классы ходят в школу по желанию при -25 и не ходят при -30 градусах.

  22. Наталья:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, я мать-одиночка в школе сказали что пришло письмо с «санпина», о том что льготы на бесплатное питание отменены, Так ли это. Может » СанПиН» отменить государственные субсидии. Заранее спасибо!

    • Наталья, нет, конечно, СанПиН никакого отношения к льготам не имеет, так как это не орган власти, а документ 🙂

      Но, действительно, бесплатное питание в школе могут отменить. В Ярославской области, где я живу, бесплатно питаются только дети начальной школы из малообеспеченных семей. Там, где живёте вы, наверняка, оставили всё же возможность некоторым категориям семей продолжать кормить школьников бесплатно. Если вы не из Ярославской области, обратитесь в областные органы власти, в орган, который занимается социальной политикой региона. Можно так далеко не ходить, а потребовать (имеете право) у администрации школы показать тот самый документ, в котором написано об отмене льготы. И изучите его внимательно.

      Для ярославцев актуальная информация о питании в школах есть в новостях ЯрМалыша https://chupa-game.ru/novosti/so-sleduyushhego-goda-shkolnye-zavtraki-vsyo-taki-stanut-platnymi

      Кстати, вы ошибаетесь, называя бесплатное питание государственной субсидией. Это — мера поддержки семей, которую назначает и отменяет областная власть.

  23. Елена:

    Здравствуйте. У меня такой вопрос… Директор школы решила заказать тумбы для обуви ,которые предполагается установить в коридоре той части школы ,где располагаются классы начальной школы.Разрешено ли это ? Родители возмущены не только добровольно-принудительным сбором денежных средств ,но тем ,что это может быть опасно для самих детей ,ведь они не могут на переменах стоять по стойке смирно — они бегают ,прыгают ,толкаются . Мы боимся ,что дети поубиваются об эти тумбы .Ширина коридора приблизительно 3 метра .

    • Елена, СанПиН не запрещает устанавливать мебель в коридораз. Наоборот, при отсутствии в школе гардероба разрешает устанавливать в коридорах индивидуальные шкафчики. Опасности для детей мебель не представляет. Как правило, в школе во время перемены в любом случае не разрешается бегать.

      А вот вопрос принудительного сбора денег нужно поставить жёстко. За такие действия прокуратур может наказать директора школы. Родители не обязаны платить в школе ни копейки! Исключение — завтраки.

  24. Ольга:

    Здравствуйте. У меня вопрос по размеру мебели для учащихся. Ожидаем в школе проверку СЭС, поэтому все стараемся привести в соответствие с действующими СанПинами. Могут ли ученики рассаживаться за парты, которые на один размер больше рекомендуемых? И если можно, то на какой документ можно сослаться? Заранее спасибо за помощь.

    • Ольга, если есть рекомендация, она, наверно, должна быть выполнена…

  25. Галина:

    Здравструйте, подскажите пожалуйста насколько правильно и правомерно, что у детей 2-го класса сразу после школьного обеда (кушают первое или второе блюдо) проходит урок физической культуры, на котором они делают кувырки вперед, назад и ходят на мостике? На мой вопрос классный руководитель ответила дословно «но ничего же пока ни с кем не случалось». Возможно ли каким-нибудь образом или перенести урок физ. культуры или проводить его с меньшей нагрузкой? Заранее спасибо за ответ.

  26. Елена:

    Добрый день!
    В след.году дочка переходит в 5-й класси обучение будет шестидневное, хотя по нормам Санпин, возможно уложиться в 5-ти дневную неделю и соблюсти количество уроков. Каким образом мы можем отменить учебу в субботу? Директор на это идти не хочет.
    И второй вопрос: могу ли я написать заявление, об отказе учебы в субботу, Взяв на себя обязательста за успеваемость ребенка (изучить школьную программу самим в полном объеме)? СПАСИБО!

    • Со следующего года все пятые классы переходят на новые ФГОСы, поэтому, даже если по СанПиНу можно было бы уложиться в 5 дней, вряд ли какая-нибудь школа пойдёт на это. Нужно сначала отработать на новых образовательных стандартах, понять, насколько изменилась нагрузка на детей, на самом ли деле в нормы укладываются. Решение тут принимается только администрацией школы, родители вряд ли могут повлиять на него.

      По закону, вы можете перевести ребёнка на домашнее обучение. Но это можно применить или ко всей программе, или к отдельным предметам.

  27. ольга:

    Здравствуйте…подскажите пожалуйста…в начальных классах, кто занимается уборкой помещения и протиранием парт? Уборщица школы или родители?

    • СанПиН запрещает только привлекать к уборке детей (всех, до 18 лет). Но привлечение родителей тоже незаконно. Обращайтесь в отдел образования вашего района — вопрос быстро решится.

  28. будущий учитель:

    Кто должен заниматься уборкой школьного кабинета (в том числе мытьём парт) — учитель, заведующий кабинетом, или все-таки техперсонал?

    • СанПиН регулирует вопросы безопасности и организации учебной деятельности в школе. Трудовые обязанности сотрудников школы определяются трудовым договором и должностными инструкциями. Если ни в одном документе не прописана обязанность педагога заниматься уборкой, значит, он это делать не должен.

  29. данил:

    по новым сан пин нормам до скольки разрешено проводить тренировки для детей в спорт зале

    • Время окончания занятия не рассматривается СанПиНом. Нужно только учитывать общую нагрузку на детей в течение дня и количество часов обучения в неделю.

      Последняя редакция СанПиНа для школ вышла в 2010 году. Так что он не такой уж и «новый 🙂

  30. Марина:

    Здравствуйте….. подскажите как составляется расписание уроков в общеобразовательных школах ребенок учится в 5-м классе.
    каждый день, расписание уроков на следующий день смотрим на сайте школы. Может ли расписание уроков в образовательной школе быть плавающим???????????????

    • Марина, это зависит от ситуации. Во время карантина это вполне возможно. А если это происходит постоянно, это может стать причиной проверки департамента образования.

      Ответ департамент образованя Ярославской области на ваш вопрос можно прочитать здесь https://chupa-game.ru/otvety-mamam/mozhet-li-raspisanie-urokov-v-shkole-byt-plavayushhim

  31. Татьяна:

    Здравствуйте .У нас в школе протекает потолок , вода капает прямо на головы детям по всему коридору стоят ведра и лежат тряпки ,местами отваливается штукатурка . Подскажите куда обратиться ?

    • В Роспотребнадзор — это в первую очередь.
      Также можно и нужно — в орган, занимающийся образованием на областном уровне (департамент или министерство образования — что у вас?); и в прокуратуру.
      В подобных случаях чем громче заявить о проблеме, тем быстрее она решится.

  32. Наталья:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, (я правда может не по адресу) мы учимся в третьем классе, программа «Школы России». Нам учитель постоянно задаёт домашнее задание своё, т.е. в учебнике написано одно, а она совсем другое. И так же в рабочей тетради, допустим там надо просто вставить пропущенные буквы, а нам надо всё списать, проставить у сущ. род, какие то слова разобрать по составу, какие то слова разобрать как части речи, сделать фонетический разбор. И так постоянно, если ребёнок не запомнил домашнее задание или что-то не успел записать (т.е. что-то не доделал сразу оценка снижена на балл, а то и на два). Я не понимаю для чего это? Ведь авторы составляли учебники и задания специально для третьего класса. Для чего нужна эта отсебятина? А некоторые слова разбираем по составу вообще для средних классов, а не начальных. И ещё такой вопрос на выходные должны ли задавать домашнее задание ученикам третьего класса? Спасибо.

    • Наталья, вам бы, конечно, лучше обсудить с учителем этот вопрос. Причём предпочтительнее вместе с другими родителями. Наверняка не только у вашего ребёнка возникают трудности из-за такого подхода к домашним заданиям.

      Ещё нужно смотреть нагрузку, которую получает ребёнок, выполняя домашнее задание. По СанПиНу, в 3-ем классе на выполнение всего домашнего задания не должно уходить больше 1,5 часов (п.10.30).

      Ещё есть нормативы (не помню, как документ называется), которые объясняют, как нужно оценивать работу учеников, т.е. когда и на сколько баллов снижать отметку. Спросите у учительницы прямо — она должна быть знакома с этим документом.

      Про домашние задания на выходные СанПиН последней редакции ничего не говорит. Но есть Письмо Минобразования России от 20.02.1999 № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы», в котором говорится о том, что на понедельник домашние задания задавать нельзя. Но это означает лишь то, что, нельзя задавать задание в последний день учёбы по предмету, следующее занятие по которому будет в понедельник. То есть, если у вас математика в субботу и понедельник — задавать не должны. Если в пятницу (при шестидневке) и понедельник — могут.

  33. Анна:

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, у нас в школе и учителя и руководство школы в целом никак не реагирует на то, что все практически дети начальной школы во время перемен или продленки сидят в айфонах, планшетах. Учителей даже такое устраивает (дети не бегают, не орут, тихонько сидят и все играют.) Бороться без полезно. Они пожимают плечами и говорят, что запретить они не имеют право. к 3-му классу у нас уже 1/3 учеников с проблемами зрения. В нормах СанПина есть таблица «Продолжительность непрерывного применения технических средств на уроках» , где в принципе указаны нормы для работы с компьютерами., но только во время уроков. Можно ли согласно этой нормы убедить руководство школы принять принципиальное решение по запрету на использование детьми электр.устройств ради игр? Или как можно бороться еще?
    Спасибо

    • Анна, через СанПиН подействовать не получится, потому что, как вы правильно заметили, нормы применяются только к урокам.
      Тут можно было бы внедрить в правила школы запрет на использование технических устройств на территории школы (как это делается в некоторых западных школах). Но тогда нельзя будет пользоваться и мобильными телефонами, а это уже может быть неудобно.
      Я вообще сторонник не запретов, а внедрения «правильных» мыслей в головы людей. Вот если бы на родительских собраниях, классных и общешкольных, учителя и директор каждый раз просили родителей проводить беседы с детьми и не давать им в школу планшеты, тогда что-то изменилось бы. Не сразу, но изменилось бы. Правда тут ещё одна сложность: многие родители не поддержат эту идею, потому что им тоже удобнее дать ребёнку планшет и заниматься своими делами.

  34. Александр1:

    Добрый день. Мы отдыхали 2 3февраля и 9 марта, т.к. это были красные дни календаря. Сейчас директор заставляет нас отрабатывать часы за эти упущенные дни, имеет ли права?

  35. евгения:

    имеет ли права директор соединить класс комплект если в общем количестве детей получиться 18 человек? куда родители могут обратиться, если школа утверждает, что у них нет средств держать в школе 4 учителей начальных классов и директор предложила родителям самим платить учителю, тогда она ни кого не будут убирать? помогите разобраться!!!!

    • Объединение детей в классы-комплекты допустимо в сельских школах.

      «10.15. В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.
      При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.»

      А вот и таблица 4 https://img.rg.ru/pril/46/50/41/5430_22.gif Максимальное количество детей — 15 человек.

      Что касается предложения от директора доплачивать учителям, думаю, оно было сделано от безысходности, но не могло быть серьёзным. Просто недопустимо, чтобы зарплата учителей оплачивалась родителями, так как в России школьное образование бесплатное, и все расходы на него берёт государство и школа — в его лице.

  36. оксана:

    Скажите пожалуйста,сколько раз в неделю положено контрольных,тестов и самостоятельные работ по любому предмету.Дело в том,что у нас эти самостоятельные каждый день и по разным предметам.Подскажите ,где можно узнать нормы проведения этих работ,тестов.Просто вижу по ребёнку,что нагрузка колоссальная. Это постоянный стресс,при таком обучение и учиться не хочется.Заранее спасибо за ответ.

  37. Лариса:

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, возможно ли в 6 классе в субботу ставить несколько сложных предметов — у нашего класса целый год в субботу следующее расписание : физ-ра,английский,
    французский, русский, русский. А еще второй дополнительный язык-франзузский, всегда стоит в один день с основным английским. И еще вопрос — на какие дни недели нужно ставить более легкие уроки? Заранее спасибо за ответ.

    • Лариса, судя по тому, что вы написали, нарушения в составлении расписания в вашей школе есть. Смотрите нормы СанПиНа.

      «10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов»

      «10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели… Для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.» Этот же пункт регламентирует сложные уроки в вашем возрасте ставить на 2-й, 3-й, 4-й уроки.

      «Приложение 3. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.» По шкале трудности иностранный язык в 6 классе оценивается в 11 баллов, русский — в 12 баллов. Труднее — только математика (13 баллов).

      Поговорите по этому поводу с заведующей по учебной работе (она составляет расписание), с директором. Если это не возымеет действия, нужно жаловаться в Роспотребнадзор и отдел образования.

  38. марина:

    Добрый день.учимся в 1 классе. На дом задания просто космические:порядка 100 примеров с числами до 20,5-7 задач с краткой записью, три задания по русскому языку (переписать,вставиьь буквы,разделить по слогам и т.д.) плюч чтение рассказов,изображение иллюстраций к ним.и это на один день.когда обратились к учителю,та ответила,что в начале года мы на собрании согласились с домашними заданиями. Но ведь объемы должны быть приемлемыми.как быть? Еше утверждает, что она имеет право в соответствии с новыми положениями задавать на дом.я нигде этого не нашла

    • Даже если вы на родительском собрании дали согласие на домашние задания, СанПиН это не может отменить. А там строго про 1-ый класс:

      «10.10. … Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий».

      Кроме того, существуют нормы времени, которое дети должны тратить на выполнение домашних заданий. Так даже в старших классах на него отводится не более 3,5 часов. И в соответствии с этими нормами должны даваться задания на дом.

      В вашем случае должно помочь обращение к директору. Потому как с таким напором недолго и до того, что у детей полностью отобьётся желание учиться. На всю жизнь.

  39. Татьяна Кн.:

    школа переходит на ФГОС в 5 классе. Не можем разобраться с количеством уроков физкультуры. У нас была шестидневная неделя, велось по 3 урока в неделю. Переходим на пятидневную неделю. сколько должно быть уроков физкультуры: два или три? В санпине просто указано, что при максимальной нагрузке рекомендуется три урока. Очень жду точного ответа с указанием всех нужных ссылок на документы.

    • СанПиН требует 3 урока в неделю:
      «10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.»

  40. максим:

    подскажите пожалуйста правомерно ли размещать первоклашек со старшекласниками на втором этаже.спасибо за ответ.

    • «4.6. Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа…»

      «4.1. Архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать:
      — выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок…
      Ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом.» (необходимо посмотреть проект, что можно попросить у директора)

  41. светлана:

    здраствуйте помогите нам разобраться унас в школе хотят обьеденить два класса 1и3 .Школа у нас не малокомплектная .В первый класс нас идёт 11 детей а в третьем 9 детей из них 2 инвалида,подскажите правильно ли поступает наш директор по нормам ли это санпина.как нам можно отстоятьчтобы не произошло это слияние

    • Светлана, вот что говорит СанПиН об объединении классов:

      «10.15. В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.
      При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.»

      В вашей ситуации, похоже, нарушается, как минимум, два требования документа:
      1. Школа должна быть малокомплектной.
      2. В классе-комплекте 1+3 должно быть не более 10 детей (та самая таблица 4: https://img.rg.ru/pril/46/50/41/5430_22.gif).

      Инвалидов СанПиН для школ вообще не упоминает.

      Что делать в вашей ситуации? 1. Идти к директору и поинтересоваться, почему она собирается нарушить нормы, разработанные Роспотребнадзором. 2. Если это не изменит её решение, идти с жалобой — в отдел образования, в Роспотребнадзор. Причём перед этим предупредите директора о своих намерениях.

  42. лиза:

    Родители систематически задерживают оплату завтраков в школьной столовой.Учительница вносит свои деньги за чужого ребёнка,так как расчёт в столовой идёт каждый день .Можно ли привлечь или наказать родителей.Либо не кормить этого ребёнка до тех пор, пока не будет сдана нужная сумма.Сбор денег на питание повесили на классных руководителей. Кто этим по сути должен заниматься.

    • Никто не обязывает учителя вносить собственные деньги за питание детей! Если родитель не сдал деньги вовремя, то ребёнок остаётся без питания. Причём, скорее всего, на весь месяц. И это должна быть проблема родителей, а не учителя.
      Если нужно дисциплинировать родителей, достаточно будет один месяц оставить ребёнка без завтраков, и больше задержек не будет.
      Что касается того, кто должен собирать деньги на оплату завтраков, то тут решает каждая школа самостоятельно. Удобнее всего отдавать квитанции, чтобы родители оплачивали их в банке, что можно делать и через Интернет — для ещё большего удобства.

  43. Катерина:

    Добрый день, скажите пожалуйста есть ли какие то возрастные ограничения для преподавателей начальных классов. Знаю что в высших учебных заведения возрастная норма до 70 лет. Спасибо

    • Этот вопрос за пределами компетенции СанПиНа, поэтому нам неизвестно о каких-либо ограничениях.

  44. Игорь:

    Здравствуйте!
    В нашей школе ситуация следующая: в январе месяце, за неделю до скандально известного дня подачи заявлений на поступление в первый класс, было проведено открытое родительское собрание. На нём директор школы произносил хвалебные речи в адрес учебного заведения вцелом, в адрес учителей, ну и общие бла-бла-бла. Была устроена экскурсия по школе с посещением всех значимых (особенно для первоклашек) помещений. Разумеется, самыми популярными помещениями для рассмотрения и изучения стали классы для будущих первоклашек (4 этаж) — в очень приличном состоянии, с необходимым оборудованием, с детской мебелью, с хорошими окнами, туалеты при классах с детскими унитазами и раковинами; в общем, родители были в восторге!
    Неделю назад состоялось первое собрание родителей-счастливчиков, чьи дети были успешно зачислены в три первых класса. Для них снова была проведена экскурсия по школе, и, разумеется, с заходом в те самые классы на 4 этаже. После чего родителей отвели в учебные классы 1 этажа и сообщили плохую новость: в связи с НОВЫМИ требованиями СанПиНа помещения для 1 классов ДОЛЖНЫ размещаться на 1 этаже, … вы бы видели лица родителей, увидавших состояние этих помещений 1 этажа; штукатурка отваливается, напольное покрытие дырявое, парты в отвратительном состоянии, сыро и холодно, стены и потолки нуждаются в ремонте, туалеты 1 этажа, соответственно, общего пользования, не с детской сантехникой, и ужжж никак не сказать, что помещения находятся в изолированной от остальных классов зоне … Пока родители пребывали в шоке, сотрудниками учреждения было озвучено предложение сделать ремонт, конечно же за счёт «заинтересованных» родителей.

    Мысль вслух: ведь классы и туалеты на 4 этаже оборудованы и служат первоклашкам уже много лет; оплачивать работы по реконструкции помещений, ремонтные и косметические работы помещений 1 этажа, дабы они отвечали требованиям Норм, никакого желания и возможности нет. Если НОВЫХ требований СанПиНа не существует, то факт недобросовестного поведения сотрудников школы налицо.

    Вопросы:
    1. скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что пункт 4.6 действующего СанПиНа носит лишь рекомендательный характер по вопросу размещения помещений для учащихся 1 классов не выше 2 этажа?
    2. какой штраф (наказание) может ожидать учебное заведение, в случае если вдруг нагрянет контролирующий орган и растолкует пункт 4.6 иначе чем я?
    3. существуют ли НОВЫЕ требования СанПиНа (на которые якобы кивает директор школы) касательно данного вопроса?
    4. как в итоге можно разрешить данную ситуацию и не переселять детишек на 1 этаж?

    • 1. Да, данная норма является рекомендательной. Вопрос лишь в том, квалифицируют ли её рекомендательной контролирующие органы.

      2. В случае нарушения норм СанПиНа штрафуется не организация, а лицо, ответственное за выполнение требований. В данном случае это директор. Размер штрафа может быть от 500 до 2000 рублей. А вот штраф за поборы с родителей может быть в десятки раз больше.

      3. В СанПиНе для школ изменений не происходило за последние годы. Последняя редакция была подписана 29 декабря 2010 года. Другой вопрос, что, может быть, иначе стали относиться к данному пункту контролирующие органы.

      4. Наверно, для начала необходимо выяснить отношение к вашему вопросу контролирующие органы Роспотребнадзор, отдел образования. Неплохо было бы устроить встречу трёх сторон: директора, родителей, представителя Роспотребнадзора. На такой встрече можно было бы выяснить все волнующие вопросы. Если встреча не получается, нужно действовать при помощи подачи письменных жалоб на действия администрации школы. Если решение по жалобе вас не устроит

  45. Игорь:

    Спасибо большое за ответы!
    Но неужели с годами прочтение одного и того же предложения одним и тем же органом может измениться …
    Подскажите, пожалуйста, где можно посмотреть таблицу этих штрафов? чтоб иметь возможность сослаться на подобный документ при беседе с директором школы. Коль штраф столь не существенен, то и не стоит опасаться проверок контролирующими органами: случись проверка и разночтение пункта 4.6, родители всех трёх 1 классов без проблем скинутся на штраф 2000 руб.
    Вариант ли это?

    • Чиновники меняют места работы. Когда приходит новый человек, его прочтение может не совпадать с прочтением предыдущего.

      Размеры штрафов смотрите в Кодексе административных правонарушений.

      Отделаться штрафом не получится. Ведь целью проверочных органов является не штраф. Кроме штрафа, будет наложено требование привести условия к соответствующим нормам. За неисполнение требования — ещё штрафы. Если игнорировать все требования прокуратуры, рано или поздно это закончится предупреждением директору или увольнением.

      Вам не нужно придумывать обходных путей. Есть законный путь остаться на 4-ом этаже — добиться, чтобы норма, описанная как рекомендуемая, не рассматривалась как обязательная.

  46. Зульфира:

    Доброго времени суток!!!!Возник такой вопрос: потолки класса побелены мелом. В связи с реорганизацией директором школы приходит заведующая садиком, теперь она требует смыть всю побелку, грунтовать, шпаклевать и побелить ВОДОЭМУЛЬСИОННОЙ краской потолки. Не нашла ответа на вопрос можно или нельзя в детских учреждениях красить водоэмульсионкой? Спасибо заранее!

    • Прямо про водоэмульсионку не сказано, но есть вот такое требование:
      «4.28. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.».
      Мелованные потолки помыть нельзя, соответственно, права новый директор.

  47. Зульфира:

    Дополню, что все эти работы за деньги родителей, так модно называемые «добровольные», а на самом деле принудительные и ещё как! и родителям , и нам, учителям очень трудно приходится обсуждать такие денежные вопросы, т.к. все родители по ТВ и Интернету знают и читают законы, что ремонт не должен быть за счет родителей. Все это знают, и даже правительство, и все молчат. Двуличие какое-то((((((((Наболело, извините,..

    • Да, есть такая проблема.
      Вчера в группе во ВКонтакте, сопровождающей портал «ЯрМалыш», провела опрос, который показал, что 50% родителей с готовностью отдают деньги на ВСЁ, что требуют с них в садике. Ещё значительная часть отдаёт на всякие «расходные материал» (хозтовары, канцтовары). Потом те же родители отводят детей в школу — и так же отдают деньги в школу. Они же при том жалуются на поборы. Да, все знают законы, но законы не будут работать, пока сами мы не начнёт требовать их соблюдения!

  48. Игорь:

    Известен ли Вам ещё какой-нибудь нормативный документ, регламентирующий требования к условиям и организации обучения в школах, претерпевший изменения либо дополнения за последний год? (касательно вопроса размещения учебных классов для первоклашек)

  49. Игорь:

    А, вот нашёл: Правила пожарной безопасности
    для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89*
    (утв. Госкомобразованием СССР 10 мая 1989 г.)

    2.1.6. В многоэтажных зданиях детских учреждений группы (классы) детей младших возрастов следует размещать не выше второго этажа.

    Здесь применено слово «следует», а не «рекомендуется», … с таким словом уже не поспоришь. Увы.
    Спасибо за участие.

    • Спасибо за полезную информацию!

      Как видите, нормы в последнее время не менялись…

  50. Надежда:

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, последние нормативы деления класса на группы на иностранный язык. Мы работаем в сельской школе, наш РОО предлагает делить класс на группы с 31 учащегося, правы ли они?

    • Нет такой нормы в СанПиНе. Вероятно, этот вопрос регулируется внутренними документами школы.



Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.



Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]