Основные положения СанПиН для школ

Информация устарела! Действующий СанПиН смотрите по ссылке.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

 

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

 

Территория школы

 

Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

Территория школы должна содержаться в чистоте.

 

Здание школы, помещения и их оборудование

 

В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

 

 

Начальные классы

 

В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

 

 

Старшие классы

 

Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

 

Группа продлённого дня

 

Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

 

Образовательный процесс

 

Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

 

 

Ученики

 

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

 

А ещё вам может быть интересно:

Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

907 комментариев к «Основные положения СанПиН для школ»

  1. Амир:

    Добрый день.
    Подскажите, пожалуйста, ответ на такой вопрос.
    Ребенок учится в 8 классе. Ежедневно проводится по 7 уроков. Учебная неделя 5-дневная.
    Класс с углубленным изучением математики. Может ли администрация добавить шестой день обучения (субботу). не будет ли это лишней нагрузкой на учащихся. Какой Документ регламентирует учебную нагрузку в 8 классе?
    Спасибо

    • К классам с углублённым изучением какого-либо предмета есть только одно требование:
      «10.4. …В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.»

      Про количество уроков СанПиНом даётся такая норма:
      «10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять… для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.»

  2. Наталия:

    Добрый день.
    Моя дочь в первом классе. Во время динамической паузы детей часто не выводят на прогулку, хотя и говорили об этом в начале года. Правомерно ли это? Учительобъясняет это невозможностью одеть-раздеть 32 человека. И второй вопрос: во время продленки сколько часов гуляют дети и как должно быть выстроено расписание?

    • Про режим продлёнки написано в Приложении 6 «РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЖИМУ РАБОТЫ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ».

      «После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:
      — до обеда, длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;
      — перед самоподготовкой, в течение часа.»

      Если нужно больше информации — почитайте текст СанПиНа.

      Странный аргумент приводит ваш учитель. Ведь это школа, а не ясли. Дети сами уже умеют одеваться…

      Про динамическую паузу:
      «10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут…»

      «10.12. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.»

      Рекомендательный характер этих пунктов, к сожалению, даёт возможность учителям самим выбирать — выводить ли детей на улицу. Но обеспечить их небольшой физической нагрузкой настоятельно рекомендуется.

  3. Вера:

    Добрый день! Какие нормы посещения физкультуры после ОРВИ. В мёд. Справке написано освобождение от физ-ры на 2 недели. Учитель требует приходить на урок и заниматься. Он не признаёт справку.

    • А СанПиН тут и не при чём… Справка педиатра — документ, не менее значимый. Врач несёт ответственность за здоровье выписанного с больничного ребёнка, так же, как и учитель физкультуры. При несоблюдении требования двухнедельного перерыва от занятий физкультурой организм ребёнка испытывает лишнюю нагрузку, что может привести к очень нехорошим последствиям для здоровья. И в этом случае ответственность будет лежать в первую очередь на учителе, игнорирующем предписания врача.

      Наверное, следовало бы поговорить об этом с учителем… А если он(а) настаивает на своём — донести ситуацию до директора.

  4. Александр:

    Подскажите пожалуйста, с какой периодичностью в течение учебного дня должна выполняться уборка санузлов в школе?
    И каким документом этот процесс регламентируется?

    • Этот вопрос регламентируется СанПиНом:

      «12.3. …Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.»

  5. Veronika:

    Здравствуйте! У нас в школе введена школьная форма(буду говорить именно о девочках)-синее платье с белыми манжетами и воротником. Для зими предусмотренно такое же,но якобы утепленное. Сейчас в городе температура держится +2 ,днем теплее. Многие родители заставляют детей ходить в брюках и блузках,ибо слишком хололно для платья,но учителям все равно,они заставляют идти домой и переодеваться,хотя сами ходят в штанах. Подскажите,есть ли решение этой проблемы?

    • Вопросы ношения формы — это не санитарные нормы, поэтому с позиции СанПиНа тут ничего не решить.

      Но если в школе холодно для того, чтобы ходить в помещениях в платье и колготках, может быть, температура не соответствует нормам?

  6. Мария:

    Здравствуйте. Моя дочь учится вы шестом классе. Ходит во вторую смену. Уроки начинаются в 13:25, а приходит домой в 19:00. Как можно на это повлиять. Ведь в это время уже темно. И просто страшно за ребёнка.

    • Мария, здесь нет нарушений норм СанПиНа. Скорее всего, именно из-за необходимости соблюдать требования СанПиНа нет возможности раньше начинать обучение во вторую смену.

  7. Елена:

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, ребенок учится во 2 классе. на каникулы учительница задала дом. задание столько, что мы всю неделю сидели и делали. Математика, рус. яз., окруж. мир, ин. яз, лит. чт., мир. деят., технология. Это же издевательство над учениками и родит. Скажите требов. СанПина относительно каникул.

    • В СанПиНе про домашние задания в выходные и каникулы ничего не сказано.

      Но о праве задавать домашние задания на каникулы вы можете спросить у директора вашей школы, так как именно внутренними документами этот вопрос и регулируется.

      В принципе есть ещё Конвенция о правах ребёнка: Статья 31. «Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг…». Каникулы существуют для отдыха, а выполнение домашних заданий, тем более таких обширных, не даёт возможности ребёнку отдохнуть.

  8. Елена:

    Здравствуйте. Мой ребенок учится в 1 классе. Подскажите, пожалуйста, какие нормы установлены на проведение внеурочной деятельности в период адаптации. Как внеурочка вписывается в ступенчатую структуру.

    • Внеурочная деятельность СанПиНом практически не рассматривается. Это не обучающая деятельность, поэтому легко вписывается в ступенчатую систему.

  9. Ольга:

    Добрый день…подскажите пожалуйста…сколько человек разрешено в ГПД на одного воспитателя и размер помещения? В нашей школе дети сидят на полу в ГПД.Спасибо

    • «4.7. В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1 — 4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося)…»

      «Приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10 РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЖИМУ РАБОТЫ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ. При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации: приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся…»

      Очень рекомендую вам обсудить ситуацию с продлёнкой с директором школы. Потом можно — со отдела образования.

  10. Наталья:

    Добрый день, подскажите пожалуйста, может ли быть в расписание три урока русского языка в один день (6 класс, вторая смена). А также я подсчитала по шкале трудности ежедневно превышаются нормы н-р: пн 44 б., вт. 55 б. ср. 27 б., чт. 46 б., пт. 54.б., суб. 49 б. Я так понимаю в СанПиНе норма не должна превышать 30 баллов. Если не соблюдаются нормы в школе, куда можно обратиться с жалобой? Спасибо.

    • Прямого запрета на проведение трёх уроков в день по одному предмету не существует. Но СанПиН требует равномерного распределения учебной нагрузки по сложности и разнообразию предметов.

  11. Анастасия:

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, что говорит СапПИН по поводу наличии двери с замком в гардеробной комнате, находящейся в классе. Не опасно ли это по пожарной безопасности.

    • Вопросами пожарной безопасности занимается пожнадзор. У них должны быть свои требования.

  12. Елена:

    Здравствуйте ! Мы ходим в школу на гимнастику.Так вот сегодня узнали что в холле у входных дверей нам родителям находиться по санпину нельзя .И так как мы маленькие 4-5лет разрешили лишь только переодеть . Так ли это ? Даже беременную маму выпроводили .. но в эту субботу разрешили остаться пяти родителям . Почему в одних школах можно ждать в холле ,а в других нельзя? Как в действительности по закону и по правилам?

    • Очевидно, в разных школах по-разному трактуют требования СанПиНа. Попросите в вашей школе показать тот пункт, на основании которого вам запрещают находиться в холле.

  13. Анна:

    Здравствуйте, в новом учебном году в школе, где учатся мои дети (2 и 5 классы), ввели новое расписание звонков. Продолжительность урока не увеличилась, а вот время перемен повергло многих родителей в шок. Перечисляю продолжительность перемен со 2-го по 6-й урок в мин.:20, 20, 30!,20. Директор объяснила, что это связано с новыми требованиями СанПин, дети ,якобы, должны больше времени отдыхать, и ничего нельзя поменять. Это нововведение принесло массу проблем, и наоборот очень негативно влияет на здоровье и способность обучения детей в школе. Во-первых, мой пятиклассник заканчивает учебу около 15.00. Ребенок лишился прогулки! и так у многих! ведь помимо основной школы есть дополнительное образование. Никому не нужны душные рекреации. По рассказам старшего ребенка, а также по моим личным наблюдениям, на переменах дети «стоят на головах», беготня, дикий крик; другие дети по10 человек голова к голове сидят ,уткнувшись в один гаджет, все в том же диком шуме, духоте. После таких продолжительных перемен моя дочь чувствует себя очень плохо, и не только она одна. А следующая после контрольная,напр., по математике? Многие родители отмечают необычно повышенную утомляемость у детей. Однозначно, дети должны заканчивать школьный день раньше и получать полноценные продолжительные прогулки. С трудом верится, что это выдумка СанПина. Разъясните ,пожалуйста, эту ситуацию, подскажите, где можно об этом прочитать, и можно ли вернуть все, как было. Ведь всегда все было хорошо: и поесть успевали, и отдохнуть. С уважением, Анна.

    • В СанПиНе нет никаких НОВЫХ требований. В нём много говорится и о режиме дня, и о продолжительности перемен, и о необходимости прогулок. А также детей обязаны кормить, если они находятся в школе на такое продолжительное время.

      Рекомендуем вам прочитать весь текст СанПиНа, чтобы у вас сложилась общая картина требований к режиму дня в школе.

      Решать этот вопрос нужно с директором. Если не помогает, просите департамент образования и Роспотребнадзор (он занимается непосредственно вопросами соблюдения СанПиНа) прокомментировать вашу ситуацию. Найдётся множество нарушений, я уверена. И тогда прежний режим вернётся.

  14. Наталья:

    Добрый день. Сын учится во 2 классе. Школа навязывает платные уроки. Расписание составлено таким образом, что платные уроки находятся в середине учебного дня. 2 урока физкультуры из-за этого убрали. Часовая нагрузка при пятидневке 26 часов. Завучу отказывается изменять расписание, аргументируя тем, что у нас платные класс. Подскажите что делать.

    • Обращаться в прокуратуру. Конституция гарантирует бесплатное образование для всех. И школа обязана организовать удобный учебный режим, такой, чтобы он не нарушал права детей на образование.

      А что значит «платный класс»? У вас со школой заключён договор, в котором прописано, что ваш ребёнок получает платное образование по конкретным предметам?

    • Татьяна:

      У нас тоже навязывают,математика и русский по разу в неделю…) Это в первом и во втором то классе,и мои дочки отличницы..)) Но придётся ходить,иначе пятёрок не увидим,будут одни четверки ставить(был горький опыт в прошлом году с моей первоклашкой,ныне второклашкой))

      • Татьяна, по правилам, платными школа имеет право делать только уроки по предметам, не входящим в образовательную программу. Русский и математика — основные предметы школьной программы в любом классе, они никак не могут быть платными.

        Другое дело, если есть дополнительные занятия по этим предметам. То есть, допустим, к обязательным 3 урокам в неделю по русскому и математике добавляются платные четвёртый и пятый, на которых детям даются более глубокие знания, не вошедшие в основную программу. Тогда, да, занятия могут быть платными. Но в этом случае не посещение их ребёнком никак не может сказаться на успеваемости!

        Всего одного обращения в прокуратуру хватило бы, чтобы быстро заставить администрацию ваших школ соблюдать требования законодательства.

        • Татьяна:

          Добрый день! Вы извините меня,но можно несколько подробнее…) Я не очень поняла Ваш ответ…У первоклашки в неделю 4 русских и 4 математики обязательных…А по одному уроку по математике и русскому (платных) добавили в число ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ девяти часов в неделю внеурочки. То есть,если ребенок занимается где то вне школы,то нужно принести СПРАВКУ в школу,в которой указанно,что он занимается девять,или больше,часов… Тогда он освобождается от всех девяти часов внеурочки,включая платные уроки…А у меня ребенок занимается всего 3 часа в неделю в Детской Студии,соответственно я ОБЯЗАНА посещать оставшиеся 6 часов внеурочки,в которые входят эти 2 платных урока в неделю…У второклашки та же система,в той же школе…У них по 5 обязательных урока в неделю по русскому и математике,но так же в 9 часов внеурочки включены 2 платных по русскому и математике…И хотя она занимается в Школе Искусств хореографией 9,5 часов,но я оставляю её и на платные,т.к. как я выше писала,в прошлом году ей ставили четверки за малейшую помарку(повторный обвод ручкой,когда с первого раза ручка не прописала),пропущенную(и тут же вставленную через галочку) букву и т.д….Это в первой то четверти первого класса!!) И только когда мы начали посещать со второй четверти Платный русский,ситуация изменилась и оценивать стали намного адекватнее…Поэтому в этом году и моя второклашка и первоклашка ходят на платные уроки,т.к. теория-теорией,а практика показала,что можно своими руками запихать своих способных детей в ранг Ударников,из-за не посещения этих платных уроков…Вот наши реалии…)) И по этим платным урокам я понимаю что я одна не в силах ничего изменить(остальные родители бояться открывать рот,по той же причине что и я,если буду одна бороться)), да и в любом случае от доп занятия вреда не будет,но вот с расписанием звонков,с переменами по 10 минут,я хочу попытаться побороться,только тоже не очень поняла КАК написать в РОСПОТРЕБНАДЗОР? Я открыла сайт,увидела письма людей,но как то всё больше по поводу нарушений в торговле и ни одного о школьных нарушениях…Я могу оставить там же письмо и о своей проблеме? Извините что так много отнимаю Вашего времени,но правда,помогите советом,т.к. надо довести дело до конца.Только потому что мы все молчим,в России долго(или никогда) не будет порядка!

          • Правило общее для всех: ни один платный урок не может быть обязательным. Да, допзанятия стали обязаловкой, но школа не может делать их платными, по крайней мере, должна предоставить бесплатную альтернативу. В противном случае (в вашем случае) это называется навязыванием услуг (платных услуг в бесплатной школе!), что уже влечёт за собой административную ответственность.

            Плюс то, что я писала вам в прошлый раз. Если посмотреть на это же правило (закон) с другой стороны, то: все обучающие предметы, входящие в перечень обязательных, должны преподаваться бесплатно. И не может не посещение ребёнком дополнительного занятия математикой влиять на его отметки на основных уроках. Даже если бы ваши платные занятия были бесплатными! А в вашем случае — тем более. Доказать придирки учителя возможно, если бы вы были знакомы с правилами, которыми руководствуются учителя, ставя отметки. Эти правила спущены министерством образования и для всех регионов и школ одинаковы.

            Тут ещё одно нарушение всплыло: обучение в первом классе производится без отметок!
            Читаем СанПиН: «10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: …обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий».

            Роспотребнадзор разработал СанПиН для школ, в котором прописаны и длительность перемен, и режим учёбы, и много других интересных норм. Именно Роспотребнадзор и следит за соблюдением всех этих требований, изложенных в СанПиНе. Потому именно туда следует жаловаться на нарушения.

            А вот навязыванием платных услуг успешно занимается прокуратура. Если вы по какой-то причине не хотите обращаться туда от своего лица, то что мешает вам взять на себя только инициативу — собрать подписи не согласных с порядками в вашей школе родителей и просто отнести бумажку в прокуратуру?

            Полностью согласна с вами: пока мы возмущаемся нарушением наших прав, но и пальцем не пошевелим, чтобы восстановить нарушенные права, ничего и не изменится. Потому с радостью помогаю таким родителям, которые стараются разобраться в ситуации. Удачи вам!

  15. Лидия:

    Здравствуйте. Мой ребенок пошел в первый класс. В расписании стоит по 4 урока 5 дней подряд.Плюс 3 дополнительных занятия. Итого забираем ребенка из школы в 15 часов. И нам еще задают домашнее задание,которое мы делаем от 2 до 3 часов. А когда ребенку отдыхать?

    • Лидия, к режиму дня первоклассников применяются следующие требования СанПиНа:
      «10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
      — учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
      — использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
      — рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут…»

      Плюс, это уже не СанПиН, а другой документ, первоклассником запрещено задавать домашние задания на протяжении не то первого полугода, не то вообще всего года. Тут вот лучше спросит у директора — в разных школах по-разному.

  16. Екатерина:

    Добрый день. Учитель объявил на род.собрании, что она не может гулять с ними после уроков по состоянию здоровья. Просила писать отказ соответственно. После должны идти кружки по 25 минут, но и от них нам нужно будет писать отказ, т.к. она по санпину не имеет право их организовывать без прогулки. Мы вошли в ее положение, болеет, дети свои маленькие, две смены ведет и начали писать отказы. В итоге узнаю, что не все согласились, либо пишут отказ от прогулки, но при этом их дети посещают кружки. Как это возможно?

    • Екатерина, никто, кроме вашего учителя, не сможет ответить на эти вопросы.

  17. Елена:

    Здравствуйте! Моя дочка учится в 5 классе. Классный руководитель посадил её 1 сентября за последнюю парту крайнего ряда( что у окна). Она не высокого роста, перед ней сидит целый ряд высоких детей. Ребёнок сидит всю четверть и испытывает большой дискомфорт. Ей плохо видно, что учитель показывает и пишет на доске. Классный руководитель отказывается её пересаживать. Я, мама, просила многократно пересадить ребёнка, но-бесполезно! Подскажите, что делать?

    • Елена, поговорите с классным руководителем о том, что нормы СанПиН требуют рассаживать детей с учётом роста. Уточните у неё причину, по которой она отказывается посадить вашего ребёнка ближе к доске. Можно поговорить и с директором о сложившейся ситуации.

  18. Олеся:

    Добрый день. В прошлом году мой ребенок пошел в первый класс, класс был новый, в классе за счет родителей сделали гардероб-шкаф-купе, где дети раздевались (верхняя одежда, обувь, физкультура). Летом, в связи с объединением двух школ нас перевели в другую школу (школу для младших классов). В этой школе общий гардероб для всех, за исключением первых классов-для них делают отдельный. В класс перевезли из той школы и установили гардероб-шкаф-купе, но в нем запрещают раздеваться детям. Со 2 по 4 класс все сами должны переодеваться в гардеробе, который был раньше для старшеклассников, и мой ребенок даже не достает до крючка, чтобы повешать куртку, С рюкзаком также заходить в гардероб нельзя и остается только положить его на пол в кучу. Почему раньше в прошлом году можно было раздеваться в классе млдшим классам, а сейчас нет?

    • Здесь СанПиН вам не поможет. Обсудите эту проблему с директором.

      • Олеся:

        К директору ходили-она ссылается что по санпину запрещено раздеватся в классе, можно только в гардеробе. Где там такой пункт, который запрещает в классе в закрытом шкафу я не увидела

        • Есть вот такой пункт: «9.6. При отсутствии гардероба допускается оборудование индивидуальных шкафчиков, расположенных в рекреациях, коридорах.»

  19. Татьяна:

    Здравствуйте! Подскажите,пожалуйста,куда жаловаться,если в нашей школе в этом году расписание уроков ТОЛЬКО с ДЕСЯТИМИНУТНЫМИ переменами все 6 уроков…? В эти же 10 минут дети должны уложиться во время завтраков,бесплатный после первого урока и платный после 4-го…? 3 минуты идут в столовую,3 минуты обратно,и там дают 3 минуты(!!!) покушать,не разрешая,естественно доедать по дороге назад…!И даже на эти 10 минут перемен,свободных от завтрака,детей редко выпускают из класса в коридор,про проветривание вообще история умалчивает…! У меня перволклашка и второклашка!

    • В Роспотребнадзор, так как именно он следит за соблюдением норм СанПиНа.

      А норма такова:
      «10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.»

      • Татьяна:

        Спасибо за ответ! Именно потому,что знаю нормы,я в шоке от таких нарушений,ведь директор тоже их знает,и если такое делает,значит считает всех родителей школы просто какими то без словесными чурбанами,если не боится что это как то всплывет и у него могут быть проблемы! Ещё раз спасибо!

  20. Марина:

    Здравствуйте! Помогите пжс советом в нашем вопросе. Наших первоклассников учитель на переменах не выпускает из класса (только в туалет по разрешению). Они сидят в классе-НА ПОЛУ, т.к учитель запрещает играть в настольные игры на столах (будь то лего, машинки или хоккей…). Если кто ослушается будет наказан. Если ребенок громко заговорил (НА ПЕРЕМЕНЕ!)-наказание (это значит весь след.день-все перемены он обязан сидеть один, не с кем не разговаривать и не во что не играть…) Да, проветривание у нас во время уроков осуществляется((((( Что нам делать???

    • Жаловаться!
      На:
      — лишение ребёнка права на отдых;
      — психологическое давление и, возможно, даже психологическое насилие;
      — унижение человеческого достоинства.

      В прокуратуру! Можно сначала директору рассказать о порядках в вашем классе. Но, скорее всего, он(а) в курсе.

  21. Мария:

    Здравствуйте.Скажите,пожалуйста, разрешено ли в школьных туалетах ставить запирающие устройства(щеколды)на дверях кабинок?Спасибо.

    • СанПиН ничего не говорит про запирающие устройства. Есть только такое требование:
      «4.25. На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. «

  22. Евгения:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, в нашей школе уроки начинаются с 07.30 утра. Это очень неудобно как детям, так и родителям. В других школах уроки начинаются с 08.00 и 08.30. Правильно ли это, что наши дети обучаются с 07.30, можем ли мы родители попросить об изменении времени хотя бы бы с 08.00 и куда нам обращаться?

    • СанПиН не разрешает начинать обучение раньше 8 утра. Требуйте у администрации соблюдения норм, а при отказе — жалуйтесь в Роспотребнадзор.

  23. Альбина:

    Здравствуйте. Помогите разобраться с количеством детей в 1 классе. Директор просит понять ее, так как она принимает всех детей, которые по прописке относятся к ее району. В нашем классе 32 человека. Во второй четверти пришли новенькие два ребенка, таджики, которые не обучались в первой четверти нигде. Но так как отец этих детей купил парту в школу, их обоих зачислили к нам в класс. Родители все возмущены. Куда можно обратиться с жалобой. Заранее спасибо за ответ.

    • Количество детей ограничивается исключительно площадью класса.

      «4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:
      — не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
      — не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
      Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м2.
      Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.»

      Если площадь вашего класса не позволяет размещать 32 учеников, ваше возмущение оправдано и можно писать жалобы в вышестоящие организации. В первую очередь, за соблюдением СанПиНа следит Роспотребнадзор. Но об этой ситуации может быть интересно узнать и департаменту образования, и прокуратуре.

  24. Ольга:

    Скажите пожалуйста,в классе можно устанавливать аквариум?Учитель предложила род. ком. поддержал.А вот в детском саду,куда ходил мой ребёнок , аквариум изъяли со словами «не положено по правилам сан пин.Как быть?Как правильно?

    • Школьный СанПиН не запрещает аквариумы, значит, разрешено. А в садиках, действительно, аквариумы в группах запрещены.

  25. Людмила:

    Подскажите, мой сын в 1 классе, ходит на продление, но домашнее задание они там не делают, хотя его задают. Учитель говорит , что на продленке домашнее задание делать нельзя. А когда же его делать, если я забирают ребёнка в 17-00, к 18-00 нам идти на плаванье, домой мы приходим к 19-30. Правда ли что на продленке нельзя делать домашнее задание?

    • Людмила, действительно, сейчас во многих продлёнках не выполняют домашнее задание, ссылаясь на какие-то нормы, не относящиеся к СанПиНу. Узнайте у директора, почему именно в вашей школе домашние задания в продлёнке не выполняются.

      В самом же СанПиНе есть Приложение 6 «РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЖИМУ РАБОТЫ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ». И отдельная глава посвящена именно подготовке домашних заданий.

  26. ольга:

    Добрый день. Скажите, что делать, если в школе очень жарко. Температура в классе 26 градусов.

    • Идти к директору с вот этим пунктом СанПиНа:

      «6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.»

      Просить решить проблему.

  27. Елена:

    Скажите пожалуйста! Вожу ребёнка в 1- й класс,переодеваются они в гардеробе,размером 1,5 на 3 метра.Дочка переодевается штанишки,т.к. стесняется при всех,но вахтерша( не знаю как правильно её назвать) выгогяет её в коридор.Говорит-» Взяла вещи и выходи».Не пускает родителей помочь ребёнку.Есть какие-либо основания запретить ребёнку или родителю переодеться малышу в раздевалке? Спасибо!

    • Елена, вам об этой ситуации стоит поговорить с директором. Игнорирование чувства стыдливости ребёнком можно приравнять к унижению, что, конечно, недопустимо. Требуйте предоставить условия для комфортного переодевания детей.

      И хорошо бы объяснить вахтёрше, что она не права с человеческой точки зрения. Ну, и конечно, никто не вправе не допускать родителей помочь ребёнку. Школа — не закрытое учреждение. Вы имеете полное право входить в общие помещения и следить за тем, всё ли в порядке с вашим ребёнком. Будьте смелее и никто не сможет обидеть вашу дочь!

  28. Ирина:

    Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: сколько раз должны кормить детей в школе по нормам СанПин?

    • Если ребёнок остаётся на продлёнку, то требования такие:
      «При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак — на второй или третьей перемене во время учебных занятии; обед — в период пребывания на продленном дне в 13 — 14 часов, полдник — в 16 — 17 часов.»

      Если продлёнки нет, то нужно смотреть санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

  29. Еленан:

    Скажите, на мой вопрос ответа нет?

  30. Надежда:

    Здравствуйте.Спасибо Вам за предыдущие ответы, очень познавательно. Ответьте пожалуйста на мой вопрос. У меня ребенок второклассник, у нас шестидневка. По расписанию четвертым и пятым уроком ставят факультативы. Всего 4 часа в неделю ( понедельник — пятый урок, вторник — пятый урок, четверг — четвертый и пятый урок) по субботам четвертым уроком классный час. В общешкольном расписании факультативы и классный час не прописаны. Как можно корректно отказаться от факультатива? Спасибо.

    • Классный час хоть и не стоит в расписании, но на нём происходит общение между и учителем и детьми — менее официальное, ем во время уроков. Обсуждаются важные для класса вопросы. Вы можете пропускать это занятие, если считаете его бесполезным. Только необходимо уведомить об этом учителя.

      Факультативы в школе не обязательны. Но обязательна внешкольная нагрузка. Скорее всего, если вы откажетесь от факультативов в школе, с вас потребуют справку из другого образовательного учреждения, в котором занимается ваш ребёнок и при этом получает всю необходимую, обязательную нагрузку.

  31. Юлия:

    Здравствуйте, моя дочь учиться во втором классе,с первого класса их меняют местами каждую неделю,но двух детей на первой парте не меняют,одна из них круглая отличница, и второй год подряд сидит на одном месте, мед покозаний нет. Скажите пожалуйста, как должны сидеть дети за партами? Как их должны рассаживать? Спасибо.

    • «5.5. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.»

      Максимальной частоты смены парт не установлено.

  32. Елена:

    Добрый день! Ребенок учится в 6 классе и в среду стоит первым уроком классный час и потом 6 уроков по расписанию, заканчиваем в 15.20. Законно ли ставить классный час первым уроком, ведь он не является обязательным, правильно ли что дети заканчивают уроки так поздно и дети голодные? ведь это при том, что почти все наши ученики занимаются спортом, а это тоже занимает немало времени. И второй вопрос: существуют ли нормы расположения уроков в расписании? у нас каждый урок английского ( а это важный и очень сложный предмет) стоит пятым уроком, а математика и русский — первым. Разве может ребенок настолько сконцентрироваться на 1 и 5 уроке? Спасибо!

  33. светлана:

    Здравствуйте, подскажите как быть? У меня дочь учится в 6 классе на 1 сентября в классе было 16 человек, затем нас объединили с параллельнымклассом.Сейчас в классе 34 человека, основные предметы мы занимаемся по группам, но остальные уроки в классе совсем не рабочая обстановка, поведение отвратительное тех ребят, они совсем другие, мотивация на обучение совсем отсутствует, наши дети не довольны, родители в шоке-был спокойный хороший класс, а теперь 20 мин. от урока тратиться на поведение.Подскажите какой у нас выход, можем ли мы вернуть всё как было, причина обьединения-маленький класс держать в школе не рентабельно.Спасибо.

    • К сожалению, вопросы комплектации классов решает только директор. Попробуйте повлиять на неё, расскажите об обстановке в классе. Попросите её о встрече с родителями учеников.

  34. марина:

    Здравствуйте. Ребенок ходит в первый класс. Рост выше среднего. После проверки зрения окулист выдал справку с рекомендацией сидеть 1-2 парта средний ряд. Учитель развел руками, поскольку там сидят дети маленького роста и со 100% зрением, и не выполняет рекомендации окулиста. Есть ли нпа, которые требуют от учителя исполнения, и каковы должны быть мои действия, чтобы ребенка пересадили?

    • Учитель обязан соблюдать рекомендации врачей. И в СанПиНе есть такой пункт:
      «5.5. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.»
      И он не обязательно противоречит требованию рассаживать детей по росту от низких к высоким. Нужно только хорошенько продумать, кого куда сажать, чтобы соблюсти оба требования.

      Если с учителем договориться не получается, позвоните директору. Если и директор не поможет — жалуйтесь в Роспотребнадзор, можно даже до прокуратуры дойти. Ведь рекомендация врача следует из желания не навредить здоровью, и несоблюдение её, наоборот, приводит к ухудшению зрения.

  35. Ольга:

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста кто и на каком основании должен проводить во время каникул генеральную уборку в классе. Ежедневная уборка в классе проводится уборщицей.

    • «12.6. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательного учреждения и интерната при общеобразовательном учреждении проводится генеральная уборка.
      Генеральная уборка техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) проводится с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.»

  36. Кристина:

    Здравствуйте. Скажите со скольки должны учиться дети в 5 классе по субботам во 2 и 3 четверти?

    • Норма для всех дней одна:
      «10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов…»

  37. Светлана:

    добрый день! подскажите пожалуйста ребенок учится в 5 классе их заставляют в обязательном порядке 7 уроком ходить на внеурочку ,дети сильно устают ,законна ли это или она все таки по желанию, как можно отказаться от нее.

  38. Марина:

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, разрешено ли Санпином проводить уроки для среднего звена школы в кабинете начальной школы, когда класс ушел на физкультуру или музыку? Дети перед физкультурой переодеваются в классе, форму вешают на стулья, после урока вещи помяты, т.к. на стуле сидели, иногда вещи падают и лежат на полу.

  39. Екатерина:

    Здравствуйте.
    У меня такой вопрос.
    По САНПИНУ могут ли стоять урок английского языка два дня подряд?
    Например: в четверг и на следующий день.
    Причём учитель задаёт учить стих в четверг, а на следующий день, в пятницу, спрашивает??? И если ребёнок не выучил, то ему ставят соответствующую оценку….
    Ребёнок учится в 4 классе.
    Если могут, то покажите это прописанные место в законе или САНПИНЕ.

  40. Евгений:

    Добрый день. У нас сложилась следующая ситуация. Сын учиться во 2 классе. Английский язык проводиться с объединением 2-х классов. Детей на занятии очень много. Многие сидят в двоем на одном стуле. Это явное нарушение СанПиНа, но это пол беды. Родителей интересует качество обучения. Сама учитель идёт на встречу, говоря вы же понимаете, что невозможно довести и поработать с каждым учеником. Если в группе от 30 и более человек. Все родители вспомнили свои годы учебы. И сошлись в том что на английском, групп более 15 чел никогда не было. Если какие то нормы обучения? Что делать? Куда обратиться?

    • действительно, раньше было принято один класс делить на два для более качественного обучения языку. Сейчас, к сожалению, такого требования нет.

      А что касается грубых нарушений СанПиНа (сидение двух детей на одном стуле) — так это очень легко решается обращением в Роспотребнадзор. Такое уж просто уму непостижимо!

  41. Ирина:

    Здравствуйте! Ребенок учится в 1 классе. В классе жарко и на уроке постоянно открыто окно. Допустимо ли это? Или проветривание допустимо только на переменах? И еще когда у детей музыка в другом кабинете, то учитель проветривает данный кабинет все 45 минут, в итоге они приходят и в классе очень холодно. Допустимо ли проветривать все 45 мин?

    • 6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

      То есть проветривать во время урока не разрешается.

      6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

      Здесь даны минимальная и максимальная допустимая температура. Если любое из значений не соблюдается — это повод для жалобы.

  42. Светлана:

    Здравствуйте , у меня такая ситуация: ребёнку 8 лет , учится в 3-ем классе, учитель физ-ры сказал сшить 3 мешка с песком весом 1 кг. каждый,чтобы закрепив их на спине и ногах выполнять упражнения. Скажите пожалуйста,приемлемо ли это по СанПиНу?

    • Тут СанПиН не поможет. Требуйте с учителя документ, в котором написано, что такая нагрузка разрешена детям вашего возраста. Без нормативного подтверждения лучше не рисковать здоровьем детей.

  43. Ольга:

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, может ли учитель начальных классов быть кл.руководителем одновременно у двух классов, количество учеников в каждом по 27 человек. И ещё вопрос по поводу ЕГО в 4 классе. Основные положения. Спасибо

    • Ольга, что такое «ЕГО»?

      Первый вопрос не имеют отношения к санитарным нормам. Если второй вопрос о контрольных работах, то это тоже другие документы регулируют.

      • Ольга:

        Видимо смартфон переписал ЕГЭ -что является верным, на «ЕГО». Извините.

  44. наталья:

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, есть ли нормы за сколько ученика обязаны запустить в школу, раздевалку? Уроки начинаются в 8.30. Учеников всех, в т.ч 1кл, начинают пропускать из холла в раздевалку в 8.15. А в теплое время в 8.15 только в школу.
    Проблема: дети не успевают переодеться, а ищначалтно толкаются в холле. Учитель не хочет приходить раньше, чтобы пускали детей хотя бы с 8… вопрос о первоклашках…остальных заставили привыкнуть. Заранее спасибо

    • Таких норм нет в СанПиНе. Вам бы собраться школьным родительским комитетом и пойти обсудить эту проблему с директором.

  45. Надежда:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, кто в школе должен следить за соблюдением чистоты и порядка в раздевалке? Мы учимся во втором классе и за все время нашего обучения мы ни разу не видели что бы там убирали и проветривали. Вонь стоит ужасная. На окнах сняты ручки и открыть их нет возможности нам родителям. И второй вопрос, Как часто в школах детей должны проверять на педикулез и прочую бяку? Должно ли это фиксироваться какими то документами? Спасибо.

    • За чистоту несут ответственность уборщица и завхоз. Но если они не могут решить эту проблему, обращайтесь к директору.

      Про педикулёз:
      «11.5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре — пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 раствором спирта.»

      О необходимости регистрировать документально эти проверки ничего не говорится. Наверно, это регулируется дугами нормами.

  46. Виктор:

    Прошу разъяснить норму высоты нижней кромки окна для выдачи одежды в гардеробе начальной школы и размеры самого окна. Спасибо.

    • Этого в СанПиНе нет. Видимо, нужно смотреть строительные нормы.

  47. ирина:

    Моя дочь немного простыла, и я ее оставила дома подлечиться на 3 дня, написала в школу записку, а мне сказали что справку надо. Сколько дней можно пропустить без справки?

    • СанПиН для школ не предусматривает возможности оставить ребёнка «подлечиться», как это было в садике.

      «11.3. Обучающихся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.»

      То есть сколько бы ребёнок ни проболел, хоть даже один день, справку принести нужно.

  48. Елена:

    Елена 07.12.2015.

    Ответьте ,пожалуйста ,имеет ли право директор школы отдать распоряжение не пускать родителей учащихся в школу , чтобы помочь ребенку,учащемуся 2 класса, раз деться в гардеробе перед началом занятий ?В гардеробе нет гардеробщицы , а крючки расположены очень высоко, дети самостоятельно даже не могут повесить одежду. После занятий родителям также приходится дожидаться детей на улице , созваниваться по телефону , так как в школу родителей не пускают.

    • Нет, такое распоряжение нарушает права детей и родителей. Ничто не может помешать родителю сопровождать своего несовершеннолетнего ребёнка куда бы то ни было. Поговорите с директором, а если не найдёте понимания, то обращайтесь в отдел образования.

  49. Ольга:

    Добрый вечер. Допустимо ли в детском меню (ученики начальной школы) такие продукты, как сосиски, макароны, соленые огурцы. И, что делать если, такое меню не подходит ребенку. Что СанПиН говорит по этому вопросу и возможно ли отказаться от школьного питания?

    • Вопросы питания в школе регулирует другой документ — СанПиН 2.4.5.2409-08. Мы с ним пока ещё не знакомы.

      Отказаться от школьного питания можно. Достаточно написать заявление. Как это сделать, вам подскажет ваш учитель.

  50. оксана:

    Добрый вечер! Скажите пожалуйста, сколько дней ребенок может не ходить в школу без справки. Мы первоклассники.



Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.



Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]