Учим стихи правильно
Есть детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Чаще всего это происходит потому, что они неправильно учат стихотворения. Важно научить ребенка делать это правильно, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и литературные предпочтения.
Независимо от всех этих особенностей, некоторые общие рекомендации следует учитывать всем.
Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. При регулярном их повторении память ребенка развивается естественным путем. Применение в быту рифмованных словечек тоже послужит толчком к естественному развитию памяти, кроме того, оно приучит ребенка к понятию рифмы.
Прежде всего прочитайте стихотворение сами – эмоционально и с выражением, расставляя смысловые акценты. В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Затем найдите в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их.
Затем покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения.
Важным для легкого заучивания является соответствие стихотворения возрасту и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные.
Интересно!
Сладкие напитки повышают способности памяти на 20%. Таковы результаты исследования, проведенного психологами Шотландии. У реципиентов, потреблявших напитки с повышенным содержанием глюкозы, способность к запоминанию оказалась на 17% выше.
Для стимулирования интереса ребенка учите стихи к определенному событию или в качестве подарка для кого-то из членов семьи. Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым – напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, каким образом вашему ребенку легче запоминать стихи.
Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ поддерживать объем памяти малыша.
Методы заучивания в зависимости от типа памяти
Когда все подготовительные работы закончены, дайте ребенку установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я – тебе помогать». Теперь можно приступать непосредственно к заучиванию.
Визуальный
Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. Особенно необходима она тем, у кого ведущей является зрительная память. Вам нужно нарисовать «картинный план»: построчно читайте стихотворение и на глазах ребенка изображайте (хотя бы схематично) то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Пусть по вашей схеме ребенок несколько раз воспроизведет стихотворение. Через некоторое время уберите схему, теперь ребенок сможет рассказать стихотворение, воспроизводя у себя в памяти нарисованные вами картинки..
Двигательный
Предложите ребенку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, как бы «наматывайте» строчку за строчкой на «катушку» в голове. При повторе стихотворения размотайте «катушку», потом снова намотайте. Затем пусть ребенок спрячет ручки вместе с клубочком за спинку и «наматывает» понарошку. Как вариант этого метода, вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Слуховой
Этот метод применяется чаще всего. Сначала ребенок слушает взрослого, затем повторяет этот отрывок вместе со взрослым, потом повторяет один. Дальше взрослый читает следующую строчку. Акцентируйте внимание на рифме, чтобы ускорить запоминание.
Логический
Прочитайте первые строки произведения, а потом остановитесь и предложите малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановится, снова читайте строку произведения, а потом снова попросите рассказать, что было дальше. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами.
Важно
Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет, когда особенно быстро начинает развиваться память малыша. В этот отрезов времени учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Существует еще один метод запоминания, основанный на многократном повторении и акценте на первое слово в каждой строчке. Берем первое четверостишие стихотворения. Учим первую строчку, для чего. повторяем ее с ускорением 4-5 раз, делая акцент на первом слове и стараясь не смотреть на текст. Так же учим вторую строчку. Связываем первую и вторую строчки, повторяем их с ускорением 5-6 раз. Учим третью строчку, связываем три строчки. Учим так же четвертую строчку и связываем с тремя предыдущими. Повторите четверостишие 5-6 раз с ускорением, делая акцент на первом слове каждой строчки.
По этой схеме учится каждое четверостишие, во время запоминания они связываются. И обязательно повторяйте их с ускорением.
Если в течение недели повторять выученное таким образом стихотворение, оно запомнится на всю жизнь!
Если ребенок не хочет учить
Бывает, что ребенок отказывается учить стихотворение. Как правило, причиной нежелания оказывается попытка оградить себя от информационной перегрузки. В этом случае помогают несколько маленьких хитростей.
В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательно рассказывайте только по одной строчке стихотворения, чтобы ребенок не чувствовал информационного стресса.
Выясните, есть ли в стихотворении слова или фразы, которые непонятны ребенку. Определить это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Объясните ребенку, что значит это слово или фраза, и приведите примеры, где и как еще можно употребить его.
Можно воспользоваться особенностью памяти: легко запомнить то, что очень часто повторяется. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза, а затем начинайте бесконечно бубнить по одной-две строчки. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.
Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» – пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру.
Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку, он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово.
Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день, потому что память должна приучаться к работе постепенно. Неделя – вполне нормальный срок для того, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение
Статья подготовлена по материалам следующих сайтов:
[…] Рекомендуем: Учим стихи правильно! […]