Рисование с малышами: первые штрихи
Каждый человек помнит, какую радость приносило рисование ему в детстве. Все дети, начиная с раннего детства и до подросткового возраста, с удовольствием рисуют. Дети рисуют все что видят, знают, слышат, что чувствуют и замечают вокруг. Занимайтесь с ребенком рисованием. Рисовать можно уже с 6 – 7 месяцев — в это время появляется моторная готовность к тому, чтобы научиться держать карандаш или кисточку. Но помните, что для ребенка это игра. Не стремитесь навязать ребенку процесс рисования, а попытайтесь увлечь его этим видом деятельности.
В первую очередь, необходимо начать рисовать самой маме. Показать ребенку, что она рисует. Если ребенок заинтересовался, дать ему попробовать. Ребенок, поняв, что в жизни есть такой удивительный процесс как рисование, захочет сам в этом процессе поучаствовать. От вас требуется, чтобы бумага, карандаши и мелки были в доступности: малыш сможет порисовать тогда, когда ему захочется, а не когда захочется маме.
Рисовать можно не только карандашами, но и красками. Лучше, чтобы это были пальчиковые краски или натуральные пигменты (оранжевая краска – сок моркови, бардовая – сок свеклы, красная – сок рябины или малины, зеленая – трава, темный цвет – черноплодная рябина и др.), так как маленький художник обязательно захочет их попробовать. По своему опыту могу сказать: рисовать красками с малышом лучше перед купанием и раздеть малыша до памперсов (трусиков), а если в доме прохладно, то лучше одеть в одежду, которую не жалко. Я акцентирую на этом внимание, так как одежда и страх испачкаться очень часто могут быть сдерживающими моментами в творческом процессе. Рисовать красками с малышом лучше на полу и на большом формате листа (это может быть ватман или длинный кусок обоев).
Чтобы малышу было интересно рисовать и он получал от этого удовольствие, а в этом возрасте это самое главное, обогащайте ваши занятия различными нетрадиционными техниками: рисование штампиками, которые можно сделать из картошки, рисование губкой – ей можно закрашивать большие участки листа, монотипия (рисунок созданный методом отпечатка) и др. Ваши первые рисунки не выбрасывайте, вывешивайте на стену и делайте из них выставки для бабушек и дедушек!
Родители должны быть готовы к тому результату, который они будут получать от малыша, и не ожидать от него, что сейчас он нарисует реалистичную картину. Для самых маленьких малышей (младше 2-х лет) важен в этом возрасте процесс исследования. Они на этом этапе развития познают и изучают мир, и рисование также будет проявлением этого масштабного исследования.
Сначала для малыша будет открытием то, что от проведенного карандаша остаётся след! Ему будет нравиться рисовать каракули и хаотичные линии. Этот этап называется – «стадия марания и каракуль». Предметный рисунок будет получаться, когда у малыша будет фразовая речь, а это бывает к 2-м — 3-м годам. Данный этап условно называется стадией «головоногов». Ребенок на этом этапе рисует кружки, к нему подрисовывает две палочки и утверждает, например, что это — папа или мама.
Но это чуть позже. Вернемся к нашему возрасту – этапу марания и каракуль. Малышу очень нравится все закрашивать, а особенно то, что для него нарисуете вы. Но закрашивает он выходя за края, по-другому никак и не может быть, и закрашивает так, что от вашего рисунка ничего не остается. И это нормально – это процесс познания мира. Здесь можно предложить малышу закрашивать кистью или губкой вырезанные шаблоны, например, кружочки. Он будет выходить за края, но в конце он все закрасит и кружочки будут цветными. Потом их можно будет приклеить на рисунок новогодней елки.
А вот когда малыш сам нарисовал много-много каракулей и разных линий и вам очень серьезно объясняет, что у него здесь самолет и корабль, и трактор с грузовиком, можете порадоваться – скоро появятся предметные картинки!
У многих родителей рисующих детей возникает проблема: как ребенку объяснить, что рисовать нужно на бумаге, а не на обоях, мебели и на полу? Чтобы решить эту задачу, надо попытаться объяснить, почему детям нравится рисовать на обоях, на полу, на шкафах.
Шкаф, стена шириной 2 или 3 метра, пол – какое это пространство для творчества, сколько можно папе и маме сказать (нарисовать) на таком огромном полотне, по сравнению с листочком А4! Есть хороший способ и не отбить желание рисовать, и дать возможность выразить ребенку себя, и мебель с полом сохранить. Нужно выбрать в квартире удобное и доступное место для малыша и в этом месте повесить большой ватман, а можно два или длинный кусок обоев с обратной стороны. Это будет место, где малыш на больших форматах будет рисовать свои шедевры.
Но просто так сказать: рисуй здесь и нигде больше, – этого мало! Надо заинтересовать малыша. Пусть это будет место, где мама будет рассказывать – рисовать сказку, а малыш будет подрисовывать какие-то детали к сказке. Рядом с листом обязательно должны всегда лежать карандаши. Лучше, если это будут мягкие восковые. Можно и грифельные цветные, но самое главное, чтобы она были мягкие.
Таким образом, у ребенка будет своя небольшая творческая мастерская. И обязательно не забывайте менять изрисованные листы на чистый ватман. В моем опыте это помогало, и ребенок не рисовал на стенах и шкафах.
Основные ошибки, которые совершают родители, пытаясь научить ребенка рисовать
Первое, когда родители пытаются заставить ребенка рисовать, а ему этого не хочется и не нравится. Заставлять ни в коем случае нельзя! Это может привести к тому, что ребенок не будет брать в руки карандаш и кисть, и рисование у него будет вызывать отторжение.
Все надо делать постепенно. Если ребенок сейчас не хочет рисовать – не заставляйте. Может быть, у него нет настроения или он устал. Предложите в другой раз или начните сами рисовать, а он заинтересуется и подключится к вашей работе. Попробуйте сочинить историю и нарисуйте ее, возможно, малыш, что-то тоже сочинит и дорисует.
Второе – это критика. Критика происходит от того, что родители в первых рисунках ребенка хотят видеть что-то похожее на действительность. Если ребенок приносит свои шедевры и говорит, что здесь у него машины, горы, солнышко, мама и папа, а вы, посмотрев на его каракули, говорите: «Какое же это солнышко? И разве такой может быть машина?» А на кружок с двумя палочками вы скажете: «Что-то не похоже на маму»,- ребенок расстроится от непонимания и неразделения своей радости. Чтобы этого не случалось, нужно понимать, что ребенок рисует мир не так, как его видит, а как его воспринимает. И чтобы деревья были больше похожи на деревья, во время прогулок обращайте внимание на то, как они растут, как веточки на деревьях расположены, что они не все прямые, а от длинных растут более короткие ветки.
Третьей ошибкой, как это ни странно, является любовь к аккуратности и чистоте. Если вы очень любите чистоту и аккуратность, то, видя испачканные в краске руки, лицо, одежду вашего начинающего художника, вы будете поднимать истерику, ругать его: «На кого ты похож? Да разве так рисуют? И вообще ты испачкал всю мебель!». В таком случае, скорее всего, малыш вскоре поймет, что лучше не рисовать. У ребенка отложится в сознании, что рисовать, это то же самое, что пачкаться.
Курцева Елена Юрьевна,
педагог по курсу «Волшебная кисточка» Детского Центра»Сема»,
г. Ярославль, пр-т Фрунзе, д. 41.
Телефон: +7 (4852) 646-645
Рекомендуем:
Выбираем товары для рисования: советы специалиста
Рисование с детьми дошкольного возраста
Научить ребёнка рисовать поможет книга Марины Озеровой
Рисование по-новому. Необычные техники