Как разговорить ребёнка на тему школы?
Счастливы те родители, чьи дети с радостью делятся своими школьными успехами и неудачами, радостями и переживаниями. Но есть дети, избегающие разговоров о школе, особенно, если коснуться моментов, которые их расстроили.
Но именно эту информацию важно знать взрослым, чтобы не упустить серьёзных ситуаций и вовремя помочь. В таких случаях поможет умение спрашивать таким образом, чтобы разговор завязался.
Принципы правильного начала разговора
Открытые вопросы
Если задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», это вы и получите – односложный ответ.
Пример правильного вопроса: «Что у тебя сегодня получилось лучше всего?»
Начинайте с наблюдений, основанных на фактах
Детям бывает сложно отвечать на внезапные вопросы, не связанные с тем, что происходит в данную минуту. Конкретный факт будет помощником, на него ребёнок сможет опереться.
Пример правильного вопроса: «Я знаю, что в этом году у вас в классе есть новенькие. Как они тебе?»
Делитесь
Когда кто-то откровенничает с вами о себе, возникает естественное желание сделать то же в ответ. Поделитесь со своим ребёнком чем-то личным и посмотрите, что вам вернётся.
Пример правильного вопроса: «Во время продлёнки я всегда играла в вышибалы. А чем любите заниматься вы с друзьями?»
Избегайте негативной информации
Когда вы видите проблему, ваши вопросы могут содержать ваши переживания и слова, характеризующие негативные эмоции. От этого ребёнок может закрыться от вас. Задавая вопрос в позитивной форме, вы помогаете ребёнку выразить переживания.
Пример правильного вопроса: «Мне сказали, что ты сегодня общался со своим бывшим другом. О чём вы говорили?»
Вот примеры вопросов, которые чаще всего задают родители, в двух форматах – обычном и таком, который поможет разговорить ребёнка.
Вместо этого вопроса |
Попробуйте этот |
Сегодня в школе было весело? | Что самое интересное было сегодня в школе? |
Обед был вкусным? | С кем ты сидишь во время обеда? |
Учительница сегодня не кричала? | О чём интересном учительница рассказывала вам сегодня? |
Ни с кем сегодня не подрался? | С кем из одноклассников тебе больше всего нравится общаться? |
Вам дали расписание уроков? | Ты же сегодня получил расписание? Какой день самый сложный? |
У тебя в классе есть друзья? | С кем из класса ты больше всего общаешься? |
С твоей презентацией всё было в порядке? | Какая часть твоей презентации получилась лучше всего, как считаешь? |
Использование этих вопросов «приглашает» к разговору, но не надейтесь на то, что этими уловками вы спровоцируете долгий и обстоятельный разговор. Цель – добиться много коротких диалогов в течение дня. Это поможет понять, в какие моменты ваш ребёнок больше настроен на беседы о школе.
У любого человека, и детей в том числе, бывают моменты, когда он не хочет говорить. Важно уметь чувствовать это и откладывать разговор на более подходящее время. Но если происходит что-то очень важное, вы должны настаивать на разговоре, задавать прямые вопросы и добиваться ответа на них.
Эти методы работают и на младших детях. Попробуйте использовать их в моменты, когда ребёнок не хочет говорить о садике.
По материалам сайта Understood
Что ещё почитать:
Шоппинг с ребёнком, или Как сохранить спокойствие в магазине