Что должен уметь ребёнок после окончания садика?
В стремлении дать своим детям лучшее родители могут перестараться. Многие считают, что перед школой ребёнок должен получить багаж знаний о математике, русском языке и науках. В связи с этим существует огромный спрос на курсы подготовки к школе, и к садикам родители предъявляют требования обучить детей как минимум читать, писать и считать.
Действительно ли это нужно? Обратимся к федеральным документам и опыту отдельного педагога.
Подготовка к школе с точки зрения ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта)
Специфика дошкольного детства делает неправомерными требования от ребёнка в этом возрасте конкретных навыков и знаний. Поэтому вместо оценки конкретных достижений вводится понятие «целевых ориентиров», к которым нужно относиться как к возрастным характеристикам возможных достижений ребёнка.
Что ожидают от выпускника детского сада:
- Ребёнок способен к принятию собственных решений, склонен наблюдать, экспериментировать.
- Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, соблюдать правила личной гигиены.
- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
- Он подвижен, вынослив, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства.
- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, федеральный образовательный стандарт не ожидает обучения детей в детских садах. Вместо этого необходимо «формировать предпосылки учебной деятельности», то есть развивать такие качества, как любознательность, самостоятельность, способность анализировать.
Достижение каких именно целевых ориентиров предполагается в отдельно взятом детском саду, можно узнать из принятой в учреждении образовательной программы.
Подготовка к школе с точки зрения педагога начальных классов
Анна Вайнруб, автор методики эффективного обучения, даёт такие советы.
Желательно, чтобы к школе ребёнок умел:
- читать (тогда будет легче успевать за темпом урока и понимать задания);
- считать от 1 до 20 и обратно.
Если брать сложение и вычитание, то максимум в пределах 10. Но и это не обязательно.
Что касается письма: печатными буквами можно и полезно научить ребятенка писать, но только в охотку. А письменными буквами его будет учить писать учительница в школе. Ребёнку в этом возрасте трудно выводить такие линии, и можно отбить интерес к обучению. К тому же если научить писать в прописях до школы, то всё равно учительница будет потом переучивать на свой лад, а это сложнее, чем учиться с нуля.
Самое главное, чему нужно научить ребёнка к школе, – верить в свои силы, думать, рассуждать, обосновывать своё мнение и не бояться никаких трудностей.
Почему не надо водить ребёнка на подготовительные курсы перед школой?
- В школе ребёнку будет скучно, потому что он уже всё это знает.
- Ему будет легко. Зато когда ребята добираются до того, чему этот ребёнок ещё не научен, начинаются большие трудности, потому что он не умеет преодолевать препятствия, не привык учиться.
Помните, что у каждого своё развитие, свои индивидуальные особенности, свои темпы. Пусть до школы ребёнок занимается тем, что ему интересно. Не забегайте вперёд.