Взгляд сквозь песок. Песочная терапия
Игра – самая естественная деятельность для ребенка. Играющий малыш чувствует себя свободным и дает волю своему воображению. Эту особенность подметили психологи и стали использовать игру не только для развития детей, но и в качестве терапии.
Одним из лучших материалов для терапевтических игр признан песок. Он обладает способностью забирать отрицательные эмоции, очищая, успокаивая и в некоторых случаях даже излечивая человека. Поэтому всем нам, особенно в детстве, так приятно покопаться в песочнице, построить песочный замок и затем разрушить его.
На этих приятных эмоциях и основана песочная терапия – sandplay. Самое приятное в ней для родителей то, что она не требует специальных знаний. Просто посадите ребенка в песочницу и дайте ему различные игрушки, а песок все сделает сам.
Задачей ребенка является построение города, или «мира». А каким он будет – зависит от психического состояния малыша и лишь отчасти от его способностей, развитости. Мир, безусловно, будет населен жителями (добрыми и злыми) и животными, в нем будут здания, растительность и водоемы. Чтобы не ограничивать поток фантазии, желательно снабдить ребенка как можно большим количеством разнофактурных и разноцветных персонажей и деталей.
На первых порах может потребоваться ваша помощь. Она должна заключаться только в подсказке способа решения какой-то задачи, но не в направлении мыслей ребенка в какую-либо сторону. Чтобы этот мир был его миром, отражением его сущности, а не взрослого.
Дети не умеют выразить собственные эмоции и мысли из-за неспособности анализировать свои чувства и желания. Но эту возможность дает им игра с песком. Именно в том, что песок освобождает человека от напряженности, потакает всем его желаниям, дает полную свободу действий, и заключается терапевтический эффект этой игры.
Важно!
Пусть ребенок сам разберет свой мир, чтобы закрепить приобретенный опыт.
Строя собственный мир, ребенок вызывает наружу свои эмоции, оформляет их в вещественное – горы, моря, дома, людей, зверей и пр. А устроив театрализованное представление с использованием этих фигурок, он обыгрывает ситуации, которые волнуют его и с которыми сам он не может справиться самостоятельно. Если удается найти выход из положения (а в задачу родителей входит помочь найти его!), то он сможет перенести этот опыт в реальную жизнь. В результате уходят тревоги, страхи, агрессия и разрушающие личность эмоции.
К построению песочного города можно отнестись как к рассказу, который откровенно поведает родителям о всей глубине детского внутреннего мира, о переживаниях и проблемах ребенка.
Психологи умеют интерпретировать модели этих миров и разыгрываемые в них сюжеты.
- Игрушка, поставленная в центр, часто символизирует “Я” строящего.
- Фигурка, которая используется первой, является символом чего-то важного на данный момент.
- Фигурки, которые закапывают, символизируют вытесняемое в бессознательное или то, что еще неосознанно.
- Если действие происходит в основном в верхней части песочницы, это может говорить о склонности к мечтаниям.
- Если действие происходит в основном в нижней части песочницы, то наоборот, человек слишком “приземлен”.
- Средняя часть связана с эмоциональными состояниями.
- Левая часть связана с домом, матерью и т. д. Правая – с будущим, с социумом, отцом. Для левшей все наоборот.
Но не следует торопиться и увлекаться интерпретациями, потому что не все им поддается, да и не в этом задача процесса. Важнее – дать ребенку «высказаться», прожить свои проблемы и обязательно найти положительное решение.
Эти методики доступны для детей от трех лет благодаря их более развитому воображению. Но и для малышей младшего возраста песок приносит пользу. Играя с ним, ребенок развивает мелкую моторику и глазомер, получает знания о свойствах веществ, имеет возможность лучше понять и использовать свое тело. Дошкольникам песок помогает повысить самооценку, развить творческие способности, чувство ответственности и упорство. Просто удивительно, как с помощью обычной игры с песком ребенок развивает себя и физически, и эмоционально.