Правила для тех, кто наказывает (по В. Леви)
Что бы ни говорили о замечательной системе воспитания в Японии, где детей не наказывают до достижения ими пяти лет, всё же воспитание ребёнка в России традиционно подразумевает и наказания. Под наказанием может быть что угодно — лишение привилегий, развлечений, денег на карманные расходы. Довольно часто это и физическое наказание.
Не углубляясь в тему допустимости разных форм наказаний, мы только расскажем, какие принципы наказания детей разработал известный писатель, врач-психотерапевт и психолог Владимир Леви. Соблюдая их, вы сможете сформировать правильное отношение ребёнка к наказанию — как к неизбежному результату «плохих» поступков, а не следствию плохого настроения родителей.
- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
- Если есть сомнения: наказывать или не наказывать – не наказывайте! Никаких наказаний «на всякий случай».
- За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно – за всё сразу, а не поодиночке за каждое. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!
- Никогда, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы или награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем-то! Можно отменять только наказания.
- Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
- Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова! Не мешайте начинать жизнь сначала!
- Без унижения. Наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью.
- Ребёнок не должен бояться наказания.
Нельзя наказывать и ругать:
- Когда ребёнок болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не оправился после болезни: в это время его психика особо уязвима, реакции непредсказуемы.
- Когда малыш ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
- Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, даже если в этой неудаче виноват он сам), нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно немедленно бросаться утешать).
- Когда ребёнок не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. Когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность – то есть во всех случаях, когда что-то не получается.
Материал предоставлен психологическим центром «Остров перемен»,
г. Ярославль, ул. Собинова, 54. Тел.: 92-76-63
А ещё вам может быть интересно:
Советы психологов центра «Остров перемен»
Физические наказания делают детей агрессивными
Физическое наказание — это проявление заботы или жестокости?