Что делать, если в отношении ребёнка совершено сексуальное преступление в Интернете?

 

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Ярославской области представляет вашему вниманию алгоритм действий при совершении сексуального преступления в отношении несовершеннолетнего с помощью интернета, возможности лингвистической экспертизы в таких ситуациях и перечень необходимых мер по предотвращению преступлений.

 

Что делать?

 

Если вы узнали, что в отношении вашего ребёнка совершены преступные действия:

  1. Не пытайтесь самостоятельно связаться с лицом, совершившим неправомерные действия, не угрожайте и не преследуйте его. Этим вы добьётесь только того, что преступник скроется и уничтожит все улики в отношении себя.
  2. Не кричите и не повышайте голос в разговоре с ребёнком, постарайтесь спокойно и подробно выяснить, что произошло и как развивалась ситуация от начала до конца.
  3. Сами не удаляйте переписку, свидетельствующую о преступлении, учётные записи ребёнка в социальной сети, службах быстрого обмена сообщениями и другие сведения, которые могут потребоваться правоохранительным органам для расследования преступления, в том числе – для проведения экспертизы.
  4. Обязательно обратитесь в правоохранительные органы – у них есть опыт и отработанные методы расследования подобных преступлений.
  5. Сообщая о преступлении, проконсультируйтесь с адвокатом, чтобы оценить перспективы и риски, а также по возможности иметь представителя в суде и не посещать суд каждый раз самостоятельно и с ребёнком.
  6. Будьте психологически готовы к длительному расследованию и необходимости возвращаться к травмирующей ситуации на допросах и других мероприятиях, которые потребуют вашего участия и участия ребёнка.
  7. По возможности не пытайтесь замять дело или умолчать о нём: скрыв совершенные в отношении вашего ребёнка действия, вы дадите преступнику все шансы повторить их в отношении других детей.

 

Экспертизы текстов

 

При расследовании преступлений полезной может оказаться лингвистическая экспертиза. Лингвистическая экспертиза и комплексные экспертизы (психолого-лингвистическая, сексолого-лингвистическая и др.) текстов, свидетельствующих о совершении преступных действий, давно доказали свою эффективность и становятся значимыми доказательствами по подобным категориям дел.

Эксперту/специалисту могут быть поставлены, к примеру, следующие вопросы:

  1. Содержатся ли в разговоре признаки побуждения/принуждения к совершению действий сексуального характера? Если да, то каков характер волеизъявления (просьба, требование, предложение, совет и пр.)?
  2. Имеются ли признаки вербальной агрессии в форме угрозы?
  3. Имеются ли в высказываниях собеседника несовершеннолетнего признаки побуждения к действиям, имеющим отношение к половым органам, половой сфере человека?
  4. Являются ли указанные высказывания нарушением норм коммуникативной этики в данной речевой ситуации?
  5. Идёт ли в разговоре речь о совершении действий сексуального характера в обмен на получение денежных средств?

Выводы о наличии такой информации могут служить доказательством преступных действий против ребёнка как при рассмотрении дела в суде, так и на стадии следствия.

 

Как обезопасить ребёнка, использующего интернет

 

Предотвращение преступлений в сети интернет основано главным образом на формировании безопасной информационной среды и установлении с ребёнком доверительных отношений, позволяющих ему самому увидеть опасность и сообщить о ней старшим.

  1. Прежде чем разрешить ребёнку пользоваться интернетом и регистрироваться в социальных сетях, проанализируйте его характер и уровень развития. Готов ли он к опасностям и подводным камням всемирной сети? Вопрос этот сугубо индивидуален. Запрещать пользоваться интернетом до определенного возраста, например, 12, 14 лет, неразумно, т.к. это – часть нашей теперешней жизни, и даже дошкольник может использовать интернет в познавательных, обучающих и развлекательных целях.
  2. Установите на компьютер антивирус и программное обеспечение, защищающее детей от вредной информации, настройте браузер и поисковые системы так, чтобы они ограждали детей от нежелательного контента. С помощью настроек ограничьте время нахождения ребёнка за компьютером: так вы не только сократите пребывание ребёнка в потенциально опасной среде, но и избежите возможной игровой и компьютерной зависимости.
  3. Подготовьте ребёнка, объяснив, что в интернете нужно соблюдать те же правила поведения, что и в реальной жизни: незнакомец, который первым заводит диалог в социальной сети, ничем не отличается от незнакомца, пытающегося завязать разговор на улице, а грубое высказывание в чате – от грубости, сказанной в лицо.
  4. Предупредите ребёнка о том, что в виртуальной жизни человек может показаться совершенно не тем, кто он есть на самом деле, например, двенадцатилетняя девочка – сорокалетним мужчиной.
  5. Расскажите ребёнку, что встреча с человеком, с которым он знаком только в сети, может быть опасна: этот человек может оказаться педофилом, маньяком, насильником, убийцей, мошенником или просто негодяем. О такой встрече нужно как минимум предупредить взрослых, а лучше всего – пойти на неё с родителями.
  6. Объясните ребёнку, что нельзя распространять в интернете информацию личного характера: имя, адрес, телефон, место учебы и т.п. Вместе с ребёнком создайте нейтральное сетевое имя, проконтролируйте содержание его страницы в социальной сети.
  7. Поговорите с ребёнком о том, что не нужно реагировать на обидные слова или действия в интернете: ответная агрессия только раззадоривает оскорбителя. Убедитесь, что оскорбления в сети не перешли в реальную жизнь.
  8. Не разрешайте ребёнку самостоятельно осуществлять покупки в интернет-магазинах и не оставляйте в свободном для него доступе банковские карты и платежные данные.
  9. Научите ребёнка никогда не открывать вложения и не проходить по ссылкам, присланным с подозрительных и неизвестных адресов, и не делайте этого сами.
  10. Проинформируйте ребёнка о самых распространённых методах видах мошенничества в сети: лотереях, розыгрышах, тестах. Объясните, что за отправленные по таким запросам SMS могут быть сняты большие суммы денег.
  11. Расскажите детям о том, что любой текст, рисунок или песня, выложенные в интернете, могут быть чьей-то собственностью, и использовать их можно только с разрешения автора.
  12. Поясните ребёнку, что нужно быть избирательным в совершении репостов и размещении на своей странице материалов из посторонних источников: это могут быть экстремистские или иные материалы, распространение и публичное демонстрирование которых запрещено. Закон не делает разницы между распространением собственных и заимствованных материалов.

 

Основной инструмент выявления незаконных действий в отношении ребёнка – это контроль.

  1. Интересуйтесь, с кем ребёнок дружит в интернете, так же, как интересуетесь его реальными друзьями.
  2. Попросите ребёнка рассказывать вам обо всём, что его беспокоит, шокирует в интернете. Следите за тем, как меняется его настроение после общения в сети, интересуйтесь, что его расстроило или обрадовало.
  3. Время от времени прочитывайте переписку ребёнка по электронной почте, в социальных сетях, Skype, ICQ и т.п. Полезно также знакомиться с историей действий ребёнка: какие файлы он открывал, какие сайты посещал, что скачивал, что загружал. Возможно, это покажется вам неэтичным, но подумайте, что важнее: вопросы этики или безопасность ребёнка? Объясните ребёнку, что вы делаете это не из любопытства, а по необходимости.

 

Почему это важно именно сейчас

 

В последнее время всё чаще объектами экспертизы по подобных делам становятся интернет-тексты, что связано с глобальной информатизацией жизни современного человека. При этом интернет – не только сфера масштабного обмена информацией, но и потенциально опасная среда, особый статус которой придают анонимность и отсутствие видимых препятствий к получению тех или иных сведений, совершению тех или иных действий.

Это особенно тяжело сказывается на несовершеннолетних, ежедневно сталкивающихся в интернете с информацией, которая может нанести вред психике неправомерными действиями иных лиц и другими опасностями, с которыми они в силу возраста не способны справиться самостоятельно. Это касается неправомерных действий, совершаемых в отношении ребёнка, и действий, осуществляемых им самим.

 

Использованы материалы публичной страницы Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области

 

А ещё вам может быть интересно:

Полиция — детям. Правила безопасности для детей (комикс — pdf 2,67 МБ)

Как оградить детей от злоумышленников

Правила личной безопасности. Памятка для детей и родителей

Ребёнок один на улице

Оставить комментарий



Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.



Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]