Основные положения СанПиН для школ
Информация устарела! Действующий СанПиН смотрите по ссылке.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.
Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.
Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.
Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.
Территория школы
Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.
Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.
Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.
Территория школы должна содержаться в чистоте.
Здание школы, помещения и их оборудование
В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.
Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.
Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.
Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.
В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.
Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.
Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.
Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.
Начальные классы
В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.
Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Старшие классы
Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.
Группа продлённого дня
Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.
Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.
Образовательный процесс
Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.
Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.
В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.
Ученики
Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.
Подскажите, пожалуйста, за кем закреплена влажная уборка (патры, подоконики и т.п.) в начальных классах?
Это определяется должностными инструкциями. Если вы про привлечение детей к уборке, то тут следует обратиться к Закону от образовании. Глава 4 статья 34 п. 4:
«Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.»
А давать своё согласие вы не обязаны.
Добрый день,в школе ввели вторую смену для одной параллели а именно четвёртого класса,правильно ли это если четвёртый это выпускной класс,тем более всегда кабинетов хватало для учеников,а в этом году по непонятной причине ввели вторую смену,директор нам ответила это её решение и принципиальная позиция,к кому нам надо обратиться чтобы нам объяснили на каком основании введена вторая смена?и именно для четвёртого класса?
Четвёртый класс не является выпускным, так как дети не пок дают школу после него, а продолжают получать обязательное образование.
Вы, как за нтересованные люди, вполне можете потребовать объяснений, знать причину, по которой для определённого и именно для этого класса была введена вторая смена. Если директор не хочет отвечать устно, напишите письмо — на него будет обязана ответитб. А если ответ вас не устроит, вы можете отнести его в департамент обращ ования и попросить прокомментировать.
В школе низкая температура, и ребенок заболел ангиной, возможно ли принять какие то меры?
Вряд ли можно доказать, что ребёнок заболел из-за низкой температуры с школе. Но можно заставить администраицю решить проблему, написав жалобу в Роспотребнадзор, в результате которой в школу придёт незапланированная проверка.
Здравствуйте, скажите кто составляет поурочный план, и учитывается ли при этом нагрузка. Ребёнок круглый отличник, получил двойку по ОДНК. Помимо изучения материала по учебнику, было дано для изучения произведение Мустая Карима Таганок состоящее из 82 страниц . Задание дано было на неделю. Ребёнок прочитал не все произведение, так как есть и другие уроки. И ещё необходимо изучать литературу, её ни кто не отменял. Какая нагрузка по чтению должна быть в 5 классе. Сколько даётся времени на изучение произведения в 82 страницы в 5 классе? И могу ли я требовать переотестацию по этому предмету за 3 четверть, так как меня не устраивает оценка знаний, да и все родители жалуются на учителя.
Поурочный план составляет учитель. Наверняка для этого он должен руководствоваться какими-то методическими рекомендациями. И, безусловно, необходимо учитывать максимально допустимую нагрузку. По домашним заданиям СанПиН вот что рекомендует:
Но как рассчитать, сколько времени потребуется на чтение, например, текста в 82 страницы, — не очень понятно.
Право на переаттестацию у ребёнка есть. Но оно не имеет никакого отношения к СанПиНу.
Если вознимает недопонимание с учителем, если её работой не довольны родители, необходимо встречаться с директором школы и обсуждать проблему.
Подскажите, пожалуйста, сколько времени может отводиться времени на работу за компьютером на уроках информатики в 10 -11 классах, в соответствии с последними СанПиН.
Нужно смотреть гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
Подскажите пожалуйста.правомерно ли .что дети учаться во вторую смену три года плдряд :6,7,8 классы?на самом деле это действительно негативно сказывается на успеваемости и распределении нагрузок при посещении школьных занятий,секций и кружков.Выполнять домашние задания приходится поздним вечером.На какие правовые и регламентирующие документы можно сослаться при составлении письма на имя директора школы?
К сожалению, СанПиН не запрещает учиться во вторую смену несколько лет подряд.
Здравствуйте. Нашему классному руководителю навязали параллельный 3-й класс, не только вести уроки, но еще и классное руководство. В итоге: классы учатся в одну смену, находятся на разных этажах, на переменах учитель в мыле скачет между классами, при этом дети постоянно находятся на переменах без присмотра взрослых. У нас уже начались проблемы с драками, ну и т.д. Подскажите пожалуйста как мы можем повлиять на директора школы, чтобы он снял с нее классное руководство. Так как при любой ЧС одновременно собрать и вывести два класса не возможно.
Учителю нельзя что-то навязать. Учитель берёт такую нагрузку, на какую он согласен.
Но вы правы в том, что в некоторых случаях совмещение невозможно. Рекомендую написать от имени родителей класса письмо директору с перечислением всех ваших опасений. В зависимости от ответа будут ваши последующие действия. Или проблема решится, или можно с ответом директора (он должен быть письменным) идти в департамент образования.
Здравствуйте. Можно ли в школе есть из одноразовой посуды первоклассникам в столовой? пожалйсто ответьте очень срочно надо.
Такие вопросы относятся к другому СанПиНу — «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.»
в школе учеников обязали принимать одежу в гардеробе(с 7:30 до 8:00),самим заходить нельзя.Зачем делать это ученикам если есть гардеробщицы?
Рекомендую задать этот вопрос директору.
Ребенка не могут заставить выполнять любую работу без согласия на это родителей.
Скажите, пожалуйста, можно ли проводить срезы, мониторинг, контрольные работы сразу после каникул?
СанПиН этого не запрещает.
Здравствуйте! Наши дети учатся по сингапурской программе. Парты в классе соединяют по две,т.е.получается что не все дети сидят с прямой спиной. Дети жалуются на боли в голове,спинные боли.Как можно сделать так,чтобы парты стояли так как должны стоять? Лена
Ольга, это, конечно, недопустимо. Что можно сделать в вашей ситуации… Видимо, следует инициировать проверку Роспотребнадзора и попросить комментариев от специалистов отдела образования или даже брать выше — региональной структурой, курирующей вопросы образования.
Скажите пожалуйста, кто несёт ответственность за сроки годности лекарств в аптечке в школьных мастерских
Скорее всего, медработник.
Здравствуйте! В нашей школе решили перевести почти всю начальную школу в одну смену. Недалеко от школы здание, где маленькие кабинеты, потолки низкие, освещение плохое, тёмные узкие коридоры, крутая лестница. При этом столовая находится в основном корпусе большой комфортабельной школы, т.е. чтобы покушать дети в любую непогоду должны идти туда по улице., а также на иностранный язык. А вместо спортзала бывший кабинет. Раньше мы учились в основном здании, но в две смены и никто не жаловался. Подскажите, могут ли родители как-то повлиять на эту ситуацию? Теперь в наши классы разместили другие начальные классы , а нас 6 классов выкинули в этот сарай! Помогите!
Если помещение соответствует нормам СанПиН и пожарной безопасности, вы вряд ли можете как-то повлиять на ситуацию.
Здравствуйте! Мой ребенок собирается в 1 класс, у них в классе стоят парты стоячии-сидячии. Получается так что один ребенок сидит другой стоит. Во время урока учитель меняет детей местами этот процесс происходит каждые 10 минут и занимант около 5 минут (пока дети перетянут свои вещи пока приведут их в чувства). Получается что от урока отнимантся время. Правильно ли это? Как можно отменить такие парты? Заранее спасибо!
Конторки предназначены для того, чтобы дети не уставали сидеть и не гробили сиденьем своё здоровье ) Но если вы категорически против конторок, то решением родительского собрания можете отказаться от них, оформив это решение документально.
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как часто должны проводить влажную уборку в спортзале школы? Или в коридоре, если урок проводится в нем?Ребенок приходит очень грязный.
Проводить уроки в коридоре нельзя.
Про влажную уборку СанПиН говорит вот что:
«12.3. Все помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.»
«12.15. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами… Спортивный ковер очищают ежедневно с использованием пылесоса, не менее 3 раз в месяц проводят его влажную чистку с использованием моющего пылесоса. Спортивные маты ежедневно протирают мыльно- содовым раствором.»
Допускается ли физ-ру ставить в середине учебного процесса 3-4 уроком, если Ежедневно по 7 уроков. Бывает, что после физ- ры урок алгебры или физики с контрольной работой, дети не успевают переключиться, перемена после 4 урока всего 5 минут, за которые нужно успеть переодеться, отстоять очередь в 1 туалет в котором расположен и умывальник , если повезет воспользоваться туалетом и бежать на 3-4 этаж в кабинет ????? Опоздал- дневник на стол. И ещё один вопрос. В раздевалке спорт.зала нет ни каких условий для гигиены. Один туалет в котором один умывальник с холодной водой. Душевых нет, горячей воды тоже нет. Как ребёнку привести себя в порядок после урока физ-ры, если в переди ещё 3-4 урока ??? Ходить потным ??? Директор на мой вопрос о душевой и хотя бы паре туалетов , смотрит, как на врага народа. Обязана ли Школа выполнять нормы САН ПИН ????
Елена, возможно ставить физкультуру и 3-им, и 4-ым уроком, но с условиями.
Приложение 3
к СанПиН 2.4.2.2821-10
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
С одной стороны, это рекомендация, с другой стороны, Роспотребнадзор может потребовать соблюдения её как правила. Нужно бы узнать отношение к этому пункту специалистов Роспотребнадозра вашего района.
Здравствуйте! Скажите сколько детей должно быть в первом классе? Это очень важно для нас.
По новым правилам, количество детей в классе рассчитывается исходя из площади помещения.
«4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:
— не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
— не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.»
У меня ребёнок ходит в 9 класс.С 8 до 3 часов.сколько должны кормить раз в школе?
Эти нормы прописаны в СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»
Добрый день. Подскажите где указано о том что первый и четвёртый класс сидят в одном классе и к ним приходят учителя, а второй и третий классы должны ходить по кабинетам? Заместитель директора по учебной работе нам сказала что нашему второму классу не имеют право выделить отдельный кабинет, и что наши дети должны ходить по кабинетам, мы же в свою очередь настаиваем на отдельном кабинете.Помогите разрешить эту Проблему!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Это прямое нарушение требований СанПиН:
«4.6. Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.»
Никаких других вариантов не предполагается. Жалуйтесь в Роспотребнадзор.
Добрый день.
Скажите,пожалуйста, какая продолжительность учебного дня в школе,если отсутствует питание.
В школе нет повара. Сократили уроки до 40 минут и перемены до 10 минут, организовали сух. пайки.
Сегодня в школе нет воды. Сух.пайки привезли только для учащихся начальной школы. Ученики старших классов остались без питания и без питья тоже. В том числе и детям, которым положено бесплатное питание один раз в день, было отказано.
У вас нестандартная ситуация. Хорошо бы обратиться за комментарием в отдел образования. И если вас не удовлетворит их ответ — в прокуратуру. Естественно, всё общение следует вести письменно.
Ребенок учится в 4 классе. Учительница «загоняла «всех тестами. Дети пишут по 2 контрольных тестирования в день!!! И так практически всю IV четверть. Как мне «защитить» своего ребенка от этого издевательства???
Обратитесь с жалобой к директору. Сошлитесь на СанПиН — он рекомендует не проводить больше одной проверочной работы в день. ДА и каждый день писать тесты — явный перебор, приводящий к перегрузке детей.
Если не удастся найти понимания со стороны директора, пишите жалобу в отдел образования или в департамент образования.
Доброе утро! мы живём в Тверской области, учимся во 2 классе, часто болеем, в четверг у бёнка после концерта поднялась температура, я оставила её дома подлечить на выходных, 10 мая мы пошли в школу, нам скащали, что ребёнок прогулял, несите справку. можно ли оставить ребёнка на один день в пятницу, е ли видишь ,что он заболевает? ц
Если ребёнок заболевает, конечно, правильным будет оставить его дома. Но при этом СанПиН требует, чтобы после любой болезни, даже непродолжительной, дети приносили справку от врача.
Добрый вечер. Учитель начальной школы задает не только чтение литературы, на летние каникулы, но и большую летнию тетрадь. В которой очень много заданий по всем предметам. На эту тетрадь родители сдают деньги. И в сентябре учитель проверяет все задания и ставит оценки детям. Законно ли это?
Нет. Каникулы даются на то, чтобы отдыхать от учёбы.
Добрый день. Скажите, пожалуйста, имеет ли право учитель оставлять детей на лето в начальной школе? Спасибо.
Поясните, пожалуйста, что значит «оставлять на лето»?
Здравствуйте! Ребенок учиться в 6 классе. На протяжении 6 лет наблюдаю за учителями следующую картину. Каждый учитель (кроме «физрука») на своем уроке использует мультимедийный проектор. Присутствовала на уроках в «день открытых дверей», дети занимаются в затемненных условиях,как в «подземелье». У ребенка зрение за 5 лет обучения с 1 упало до -1, это вина отчасти и школы. Так вот, стала заниматься этим вопросом. По новым СанПиНам (от 29.12.2010) в п.10.18 указано, что «просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения» — в 5-7 составляет 20 мин. Но не указано, -частота, периодичность использования данных средств. Учителя перестали разговаривать с детьми, вести диалог. Под конец года, дети вообще целый урок смотрят фильмы по истории, актуальные для мая. Обращалась к администрации учреждения. Прокомментировали на данный вопрос: «Мы приветствуем деятельность учителей, которые используют на уроках современные средства обучения, это же инновации!». Мое мнение — это вспомогательное, техническое средство обучения. Причем, весьма удобное: скачал с интернета любую презентацию и крути весь урок.
Скажите, пожалуйста, или дайте ссылки на «нормативку» где указан регламент использования мультимедийных средств. Может существуют действующие рекомендации.
Заранее благодарна за ответ!
Светлана, в СанПиНе в редакции от 24.11.2015 года пункт 10.18. звучит несколько иначе:
«10.18. (редакция 24.11.2015) Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут, в 5 — 11 классах — 10 — 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 — 35 см у обучающихся 1 — 4 классов и не менее 30 — 45 см — у обучающихся 5 — 11 классов.
Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока — физические упражнения для профилактики общего утомления.
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов — 35 минут.
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах — 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения»
Это таблица 5 https://chupa-game.ru/wp-content/uploads/2011/09/Tabl5.gif
И следующий пункт интересен:
«10.19. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.»
Найдите соответствующий СанПиН.
Если администрация школы отдаёт этот вопрос на откуп учителей, а учителя не считают необходимым соблюдать нормы СанПиНа — вы вправе писать жалобы — в отдел (департамент) образования, в Роспотребнадзор, а прокуратуру.
Спасибо!)
Учиться на каникулах, в июне в течении 2-х недель тем, кто хуже всех успевает.
здравствуйте. подскажите, переход с 6-дневки на 5-дневку в 9 классе увеличит нагрузку на учеников или нет?
Нагрузка на детей определяется нормами. И, будь то шестидневка или пятидневка, количество уроков не должно превышать норм СанПиНа.
Здравствуйте. Подскажите в каких случаях могут расформировать класс? У нас такая ситуация: пошли в обычную школу, через год нас объединили с соседней школой с углубленным изучением английского языка. Теперь мы учимся в школе с углубленным изучением английского языка, но в обычном классе. У нас семь третьих классов и только наш обычный класс. Детей в нем осталось 19 человек, а со следующего года двое собираются уйти — смена места жительства. Вчера на собрании заместитель директора пришла и объявила, что наш класс решили расформировать, разделят пополам и добавят к другим классам. Это, конечно, огромный стресс для всех наших детишек и родителей! Но нашим мнением даже не поинтересовались, хотя в уставе школы прописано, что должны учитывать мнение родителей (я понимаю, что не обязательно должны прислушаться к нашему мнению, но нас даже не поставили в известность о таком важном шаге, не говоря уже о том, чтобы спросить наше мнение). Корме всего этого получается так, что при расформировании нашего класса остальные классы будут по 30 человек, хотя в СанПине прописано не более 25.. Может я что-то не понимаю? Помогите разобраться, пожалуйста!
Похоже, этот вопрос СанПиНом не регулируется. Вам бы следовало ознакомиться с уставом школы — там должны быть прописаны условия, при которых возможно расформирование классов.
Что касается максимального количества детей в классе, то теперь это зависит от площади помещения. Норму писала чуть выше.
Всегда, когда вы не согласны с действиями администрации школы, вы можете обратиться сначала к администрации (это может сделать родительский комитет класса), а затем, при необходимости, — в отдел образования, в прокуратуру, в Роспотребнадзор.
Спасибо
Здравствуйте.
Я задала вопрос: «Скажите, пожалуйста, имеет ли право учитель оставлять детей на лето в начальной школе? «. Вы пропросили: «Поясните, пожалуйста, что значит «оставлять на лето»?». Я пояснила: «Учиться на каникулах, в июне в течении 2-х недель тем, кто хуже всех успевает.». Ответьте, пожалуйста.
Спасибо.
Ольга, отвечаем по мере возможности ) И не хотелось давать ответ в форме «да» или «нет».
Так как вопрос не относится к СанПиНу, ответ на него размещён в другом разделе https://chupa-game.ru/otvety-mamam/mozhet-li-uchitel-zastavit-rebyonka-uchitsya-vo-vremya-kanikul
Огромное спасибо!
Здравствуйте.
Подскажите,пожалуйста, могут ли дети в 6 классе учиться во вторую смену?(Математика у нас с углублённым изучением.)
В вашем случае, согласно нормам СанПиНа, вторая смена недопустима:
«10.4. …В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.»
Имеет ли право учитель начальных классов одновременно вести два класса (1-й и 2-й)? Детки обоих классов ещё маленькие. 2-ой класс при этом будет учиться в полуторную смену, т.е. часов с 10, когда у первоклашек закончатся основные уроки,и они уйдут на физкультуру, музыку. Что на это говорит законодательство? Возможно, более правильным распределять классы так: 1 и 3, 2 и 4?
Юлия, ситуация уж больно нестандартная.
Вообще, СанПиН не касается вопроса работы учителя, тут должны работать какие-то другие нормы (может быть, почитать закон «Об образовании»?). А вот полуторная смена, правомерность её — под вопросом. В СанПиНе вообще нет такого понятия. Рекомендую написать в Роспотребнадзор запрос о возможности проведения обучения для начальной школы в полуторную смену. Возможно, ваша проблема решится так.
Скажите пожалуйста , имеет ли право школа во время каникул обязать ребенка 5 класса отрабатывать на пришкольном участке 2 недели .а если не согласен , то заплатить за это 300 руб и ты свободен??????
Татьяна, про летнюю практику (и вообще любую нагрузку во время каникул) вот тут писали https://chupa-game.ru/otvety-mamam/mozhet-li-uchitel-zastavit-rebyonka-uchitsya-vo-vremya-kanikul
А 300 рублей — это уже на взятку смахивает. Никто не имеет права требовать с вас денег! Образование в нашей стране бесплатное. Поборы в школе — уголовно наказуемое дело. Можно намекнуть об этом тому, кто требует с вас.
Скажите, пожалуйста, какой наполняемости должна быть аптечка в кабинете начальной школы? Регламентируется ли это какими-то документами?
Этот вопрос не регулируется СанПиНом.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, разрешена ли в кабинете начальных классов многоцветная окраска стен? Одновременно на стене нежно-розовый и нежно-голубой? Не нашла ответ в санпине.Если поможете мне — буду очень благодарна. Спасибо
Про цвет стен есть только один пункт:
Раз не написано, что стены в одном классе должны быть одного цвета, значит, использовать несколько цветов не запрещено. А ещё можно уточнить этот вопрос в вашем Роспотребнадзоре.
Добрый день.
Ребенок идет в первый класс.
Было собрание в нашем будущем классе, где будут учиться дети.
Сразу же возникли вопросы (можно ссылки на нормы, чтобы почитать):
-Имеют ли право располагать учебный класс под спортивным залом?
-Должна ли быть раковина в классе?
-Размер помещения, где должны учиться дети (для 30 учеников)?
-Оснащение класса. Какие нормы и требования к учебному кабинету начальных классов?
-Класс расположен в зоне типа перехода. Можно ли там располагать класс?
-Начальные классы рекомендуют группировать в одной учебной секции. Можно ли располагать один класс начальной школы отдельно от всех других классов начальной школы?
Если есть нарушения, куда обращаться?
Имеют ли право располагать учебный класс под спортивным залом?
Не запрещено, однако должна быть обеспечена звукоизоляция (п. 4.13).
Должна ли быть раковина в классе?
В начальной школе — да (п. 4.27).
Размер помещения, где должны учиться дети (для 30 учеников)?
На одного ребёнка должно приходиться от 2,5 до 3,% кв.м площади без учёта площади, необходимой для расстановки мебели (п. 4.9.).
Оснащение класса. Какие нормы и требования к учебному кабинету начальных классов?
Кроме доски и вышеуказанных раковин, других требований нет.
Класс расположен в зоне типа перехода. Можно ли там располагать класс?
Запрета на это нет.
Начальные классы рекомендуют группировать в одной учебной секции. Можно ли располагать один класс начальной школы отдельно от всех других классов начальной школы?
Санитарные нормы не просто рекомендуют, а обязуют выделять все без исключения учебные помещения начальных классов в один блок (п. 4.1.).
Если есть нарушения, куда обращаться?
Наверно, лучше будет сначала написать обращение на имя директора школы с перечислением нарушенных пунктов СанПиНа и требованием обеспечить их выполнение. А в целом за соблюдением санитарных норм следит Роспотребнадзор. Жаловаться также можно в департамент образования.
Ребенок перешел в 4 класс, для нашего класса утвердили 3 смену, законно ли это?
Третья смена в школе недопустима!
Читаем СанПиН:
«10.4. Обучение в 3 смены в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, не допускается.»
Жалуйтесь в департамент образования и в Роспотребнадзор.
Здравствуйте,помогите разобраться с летней школьной практикой.В санпине про это ничего не написано,только то ,что всё должно быть добровольно,но может вы сталкивались с таким вопросом.Дочь после 5 класса первый раз отрабатывает практику,с 8ч до 10.30,10 дней.Учитель ругает,то шланг положила не так,то траву дергает не так и медленно все делает.В такую жару они сидят в клумбе и дергают траву на солнцепёке,плохо пропололи,оставляет допалывать.Классный руководитель не знает точно со скольки и до скольки они должны работать.Практика обязательная или нет?Никаких согласий на этот счёт с нас,родителей,никто не спрашивал.К кому нам обращаться по этому вопросу?Спасибо.
Анна, если вы против практики или той формы, в которой она проходит, то имеете право отказаться от неё. Вашего ребёнка вообще не могут заставить проходить практику. К СанПиНу это не имеет никакого отношения. Это уже вопрос других законодательных документов.
Подробнее читайте тут.
Подскажите, где можно ознакомиться с нормами о сроках использования натуральных наглядных пособий в школе. Можно ли использовать в учебном процессе гербарий 1986 года?
Наталья, таких норм не существует.
Здравствуйте!Помогите пожалуйста разобраться в вопросе.
Родителям сообщили, что с 1 сентября в нашей школе раздевалок не будет, все оборудовано под кабинеты. Родителей просят к началу учебного года сделать в классе раздевалку. Детей в классе на данный момент 31 человек. По санитарным нормам правомерно ли оборудовать раздевалки в классах?
В классе размещать шкафчики возможно только в сельских школах, если учащихся не более 10 человек:
А в приспособленных зданиях (то есть если изначально здание не должно было использоваться как учебное), можно ставить шкафчики в коридорах:
Кроме того, если школе необходимо осуществить какую-либо реконструкцию, то она делает это за собственный счёт, а никак не при помощи средств от родителей.
Смело жалуйтесь во все возможные инстанции: департамент образования, Роспотребнадзор (налицо нарушение СанПиНа), прокуратуру (поборы + ухудшение условий для детей).
Стены и потолок класса были покрашены в светлозеленый цвет. Администрация школы заставляет перекрасить потолок в белый. Обязательно ли это нужно делать?
Читаем СанПиН:
«7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7 — 0,9; для стен — 0,5 — 0,7; для пола — 0,4 — 0,5; для мебели и парт — 0,45; для классных досок — 0,1 — 0,2.
Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков — белый…»
Рекомендация — это не закон, ей можно не следовать, если соблюдается требование по коэффициенту отражения.
Является ли нарушением СанПиНа проведение подготовительных занятий с будущими первоклассниками во время работы оздоровительного пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей? Какие меры административного наказания за это положены?
Вопросы образовательного процесса не регулируются санитарными нормами. Вам нужно изучить закон «Об образовании».
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста за чей счёт должен быть произведён ремонт в классе и замена школьной мебели (парты и стулья). Идём в первый класс. Заранее спасибо
Только за счёт средств города. Привлекать к этому деньги родителей запрещено. Только если они делают это по собственному желанию.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, возможно ли в начальных классах использовать на стульях съемные чехлы из текстильных материалов? Стулья не совсем новые, оставляют «зацепки» на одежде.
СанПиН не запрещает этого.
Добрый день!У нас такая проблема возникла при поступлении в школу : в нашем классе из трех окон лишь одно используется по назначению,остальные 2 закрыты по причине перепроектировки кровли.Ребенок уже учится в этом классе два года, за это время у нас значительно ухудшилось зрение.Еще в 1классе я просила выделить другой кабинет, но администрации дела до нас не было, сказали ламп на потолке достаточно.Как быть теперь: оставить все как есть или инициировать проверку, ибо еще и родители против перевода в другой кабинет,аргументируя это тем, что там довольно тепло(что совсем неудивительно) и к тому же сделан ремонт за наши же деньги.Буду признательна за ответ.С уважением,Альбина.
Искусственный свет вряд ли можно считать полноценной заменой солнечному. Жалуйтесь обязательно!
(Хотя аргумент в пользу того, что ваш ребёнок потерял зрение, вряд ли будет принят как доказательство вреда такой среды, так как доказать причину почти невозможно. Но оно и не нужно в вашем случае.)
Добрый день! Подскажите, возможно ли и на каком основании обучение в отдельном кабинете. Класс первый, коррекционный 5 вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Набирается впервые, в классе 12 человек. Сейчас нам предложили делить кабинет с другим классом с обычным наполнением (25-30 человек). На внеурочную деятельность выпадают дополнительные дисциплины, например ЛОГОРИТМИКА, которую предполагалось проводить в классе на гимнастических ковриках, спорт зал нам не могут выделить 4 раза в неделю дополнительно. В школе и так спорт зал используется одновременно двумя классами. Подскажите на какие документы ссылаться при общении с администрацией школы. И еще дополнительный вопрос — учебники по спец.дисциплинам (развитие речи и произношение) они должны закупаться родителями или школой? Сейчас нас попросили приобрести учебники по этим предметам, а так же оборудование для логопедического кабинета: зеркала, коврики гимнастические, массажные мячики.
Алёна, про коррекционные классы СанПиН никаких особых норм не даёт.
Про классы начальной школы вот такой пункт есть:
Означает ли он, что 1 класс = 1 помещение? Или может такое быть, что в одном помещении в разные смены учатся разные классы, а имеется в виду, что в течение дня все, кроме физкультуры, уроки проводятся в это помещении? Это надо уточнять у вашего Роспотребнадзора — как именно они понимают эту норму?
Что касается учебников и любого оборудования — обязанность приобретать это лежит полностью на школе. Сборы денег с родителей на подобные покупки называются поборами и караются Уголовным кодексом РФ.
Здравствуйте.
В деревенских школах, с виду современных , удобства располагаются на улице соответствует это хоть каким -нибудь нормам ? И как с этим бороться.
Егор, нет, это нарушение санитарных норм. Читаем СанПиН (в редакции от 24.11.2015 г.):
Здравствуйте. Наша гимназия состоит из двух корпусов. Моя дочь учится во втором корпусе, где обучаются с 1 по 4 классы включительно. Для нашего 3е утвердили вторую смену. Законно ли это?
Пока нет полного запрета на обучение начальной школы только в первую смену.
Добрый день,ребёнок перешёл в четвёртый выпускной класс,два года мы учились и привыкали ко второй смене и нашему замечательному классному руководителю.На днях узнали(при чём не от школы,а от сарафанного радио),что классный руководитель будет новая молодая барышня,из кабинета нас тоже переселяют с первого на третий этаж.Школа вдруг вспомнила о правилах санпина,якобы в две смены учиться не положено.Родители и в первую очередь дети против замены,что можно сделать в этой ситуации?И если разговор с директором не поможет,подскажите пожалуйста,куда следует обращаться.
Екатерина, вопрос смены учителя не относится к санитарным нормам. Однако могу вас заверить, что здесь нет нарушения закона.
Также со второго класса разрешено размещать детей на третьем этаже (не выше).
А что касается запрета на обучение во вторую смену — так это не правда. СанПиН предусматривает такую возможность, делая оговорку, однако, что первая смена предпочтительнее. Это, скорее всего, не инициатива директора вашей школы, а распоряжение из департамента образования.
Здравствуйте.Существуют ли нормы по размерам раздевалок?
Таких норм нет.