Основные положения СанПиН 2.4.1.3049-13

 

Информация устарела! Действующий СанПиН смотрите по ссылке.

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с редакцией от 27.08.2015 г.)

 

Самые важные, по мнению редакции сайта «ЯрМалыш», положения нового , вступившего в силу 29 мая 2013 г., СанПиН для детских садиков.

 

Общие положения

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы регулируют деятельность дошкольных организаций независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящие санитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах (жилых домах).

Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется Роспотребнадзором.

В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) — не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

 

Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций

 

Территорию по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений из расчета 50% площади территории, свободной от застройки. В городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения до 20% площади свободной территории. При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений.

Паводковые и ливневые воды отводятся от территории для предупреждения затопления и загрязнения.

Зона игровой территории включает в себя групповые площадки — индивидуальные для каждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0 кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)) и физкультурную площадку (одну или несколько). В условиях сложившейся (плотной) городской застройки с учетом режима организации прогулок допускается использование совмещенных групповых площадок. Для прогулок могут быть использованы территории скверов, парков и другие территории, приспособленные для прогулок детей и занятий физкультурой.

Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка.

Для хранения игрушек, используемых на территории дошкольных образовательных организаций, колясок, санок, велосипедов, лыж выделяется специальное место.

Игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка.

Уборка территории проводится ежедневно: утром за 1 — 2 часа до прихода детей или вечером после ухода детей. В зимнее время рекомендуется проводить очистку территории от снега по мере необходимости, территорию допускается посыпать песком, использование химических реагентов не допускается.

 

Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию

 

Здания дошкольных образовательных организаций могут быть отдельно стоящими, пристроенными к зданиям (кроме административных зданий промышленных предприятий), а также встроенными и встроенно-пристроенными. Допускается размещение дошкольных образовательных организаций во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных), при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом для детей и выездом (въездом) для автотранспорта.

Здание дошкольной образовательной организации должно иметь этажность не выше трех. Групповые ячейки для детей до 3 лет располагаются на 1-м этаже.

Допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем. Спальни в период бодрствования детей допускается использовать для организации игровой и образовательной деятельности.

Должен строго соблюдаться режим проветривания и влажной уборки: в спальне должна быть проведена влажная уборка не менее, чем за 30 минут до сна детей, при постоянном проветривании в течение 30 минут.

Для групповых ячеек, располагающихся на втором и третьем этажах, раздевальные помещения для детей допускается размещать на первом этаже.

Конструкция окон должна предусматривать возможность организации проветривания помещений, предназначенных для пребывания детей.

Не допускается размещать групповые ячейки над помещениями пищеблока и постирочной.

При организации работы групп кратковременного пребывания детсская туалетная должна быть обеспечена персональными горшками для каждого ребенка, фактически находящегося в группе, дошкольной образовательной организации, а для детей в возрасте 5-7 лет персональными сидениями на унитаз.

 

Требования к внутренней отделке помещений дошкольных образовательных организаций.

 

Стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.

В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, применяются отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, на северную сторону — теплые тона. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения.

 

Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций.

 

Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками -полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется.

В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

В существующих дошкольных образовательных организациях при отсутствии спален по проекту или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно — трехуровневых кроватях.

Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.

Следует иметь не менее 3 комплектов постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.

В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливаются умывальные раковины для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины — 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.

Унитазы оборудуются детскими сидениями или гигиеническими накладками.

Для персонала дошкольного учреждения рекомендуется организовать отдельную санитарную комнату на каждом этаже здания дошкольной образовательной организации с унитазом и умывальником.

 

Требования к естественному и искусственному освещению помещений.

 

Световые проемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами – шторами или жалюзи внутренними, межстекольными и наружными вертикально направленными. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы должны быть раздвинуты в целях обеспечения инсоляции помещения.

 

Требования к отоплению и вентиляции.

 

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 — 60%.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 — 4 С. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна. При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).

 

Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.

 

Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.

Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 — 7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет — в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 — 12,5 часа, из которых 2 — 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов.

На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут).

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 — 30 минут в день.

Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.

 

Требования к организации физического воспитания.

 

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

В объеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю.

Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять: в младшей группе — 15 — 20 мин., в средней группе — 20 — 25 мин., в старшей группе — 25 — 30 мин., в подготовительной группе — 25 — 30 мин. Для профилактики переохлаждения детей плавание в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой. Прогулку детей после плавания в бассейне организуют не менее чем через 50 минут, в целях предупреждения переохлаждения детей.

Дети могут посещать бассейн и сауну только при наличии разрешения врача-педиатра.

Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

 

Требования к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде.

 

Столовая и чайная посуда выделяется для каждой группы из расчета не менее одного комплекта на одного ребенка согласно списочному составу детей в группе. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия.

 

Требования к условиям хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий.

 

При приготовлении блюд не применяется жарка.

Горячие блюда (супы, соусы, горячие напитки, вторые блюда и гарниры) при раздаче должны иметь температуру +60…+65 С; холодные закуски, салаты, напитки — не ниже +15 С.

Повторный разогрев блюд не допускается.

Витаминизация блюд проводится с учетом состояния здоровья детей, под контролем медицинского работника и при обязательном информировании родителей о проведении витаминизации.

В дошкольных образовательных организациях должен быть организован правильный питьевой режим. Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности должна отвечать требованиям на питьевую воду. Допускается использование кипяченной питьевой воды, при условии ее хранения не более 3 часов.

Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели. При составлении меню учитывается состояние здоровья детей.

В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием пищи — второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.

Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.

В дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, примерным меню должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2-3 раза в неделю.

Для детей, начиная с 9-месячного возраста, оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 часов.

Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в дошкольных образовательных организациях и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке.

 

Требования к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций.

 

Все помещения убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли. Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в групповых — после каждого приема пищи.

Влажная уборка спортивных залов проводится 1 раз в день и после каждого занятия. После каждого занятия спортивный зал проветривается в течение не менее 10 минут.

Клеенчатые нагрудники после использования моются горячей водой с мылом; нагрудники из ткани — стираются.

Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой. Рекомендуется один раз в год ковры подвергать сухой химической чистке.

Горшки моются после каждого использования при помощи ершей или щеток и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день ершами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).

В теплое время года засетчиваются окна и двери. Для борьбы с мухами внутри помещений допускается использовать механические методы (липкие ленты, мухоловки).

Все виды ремонтных работ не допускается проводить при функционировании дошкольных образовательных организаций в присутствии детей.

Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста — 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.

Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируется.

В дошкольной образовательной организации должны проводиться мероприятия, исключающие проникновение насекомых и грызунов. При их обнаружении в течение суток должны быть организованы и проведены мероприятия по дезинсекции и дератизации.

 

Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала.

 

Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются спецодеждой (халаты светлых тонов).

 

Ответы на частые вопросы о СанПиНе для детских садов

 

 

А ещё вам может быть интересно:

Санитарные правила и нормы для детских дошкольных учреждений

Некоторые приложения к СанПиН 2.4.1.3049-13

Должностные инструкции работников детского сада

Ребёнок идёт в детский сад (пособия в Ярославской области)

Детские сады Ярославля

443 комментария к «Основные положения СанПиН 2.4.1.3049-13»

  1. Ольга:

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, могу ли я приносить ребёнку еду в садик, если у неё аллергия на коровий белок. Во всю еду добавляют то сливочное масло, то фарш на молоке. 2 раза покормила в саду, мгновенно покрылась корочкой.

  2. Ася:

    здравствуйте.я работаю воспитателем в детском саду.бабушка моего воспитанника (подготовительная группа!) постоянно надевает уличную обувь на ребенка в приемной прямо на ковре. (хотя у нас введены бахилы, которые располагаються на первом этаже при входе) .На замечания не реагирует, требует положение, где прописано , что это запрещено. Подскажите пожалуйста где в СанПине прописаны нормы, что этого категорически нельзя делать.

  3. Вера:

    Здраствуйте.Скажите пожалуйста кто должен проводить влажную у борку в спортивном зале после каждого занятия

    • Человек, в должностной инструкции которого прописана обязанность мыть полы. Это уборщица, видимо 🙂

  4. елена:

    ведь потому был задан вопрос,что проходя после подьема из спальной -дети только из под одеял вылезли сняли пижамы и в трусиках идут через раздевалку где настеж открыта входная дверь-СКВОЗИТ!!норм может и нет -но для здоровья детей сей момент несет опасность!!

    • Елена, а почему дверь открыта? Никто не мешает перед тем, как вести детей в туалет, дверь эту закрывать.

      И всё же для человека с нормальным иммунитетом секундное воздействие сквозняка никакой опасности здоровью не несёт. Как раз наоборот: если ограждать детей от всяких «опасностей», у них никогда не выработается достаточно сильная защита. Хотя эти вопросы лучше обсудить в теме консультаций педиатра )

  5. Жанетта:

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, разрешено ли в детском саду требовать от детей чистить ершиком туалеты после каждого посещения?

    • СанПиН этого вопроса не касается. Но вообще, это нормальный процесс обучения гигиене и самообслуживанию.

  6. Людмила:

    Добрый день, подскажите с какого возраста садик имеет права закаливать детей водными процедурами?

    • Людмила, не понятно, что вы подразумеваете под водными процедурами. Если речь о бассейне, то плавание в нём предполагается с младшей группы (п. 12.7).

      В остальном СанПиН относит закаливание к физическому развитию детей и не даёт ограничений по возрасту, разрешая проводить занятия с первого года жизни и требуя «осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года».

      Ещё про закаливание:
      «12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
      Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы — постепенность систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.»

  7. екатерина:

    Скажите пожалуйста, может ли в туалете находиться стационарное сиденье для унитаза (Стационарное-которое не надо снимать и одевать после каждого похода в туалет)???? у нас в садике есть накладка, на унитаз и она просто висит над унитазом и конечно же ни кто из детей ее не ставит на унитпз, и все детки садятся на керамический униитаз, это просто ужас.

    • Екатерина, если у вас не группа кратковременного пребывания, то требование такое:

      «6.19. Унитазы оборудуются детскими сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами.»

      Следить за тем, чтобы дети использовали накладку, должны воспитатели.

  8. Константин:

    Добрый день! 1)Могут ли размещаться в д/садах настенные зеркала и если могут — на каком расстоянии от пола и где?
    2) «Украшения напольные» изготовленные из керамики (пчёлка — где голова и туловище керамические горшки, а основа-2 металические арматурены высота сооружения 70-80 см.) стоят в доступном месте на проходе-ЭТО НАРУШЕНИЕ ?

    • 1. Темы зеркал СанПиН не касается совсем. Не запрещает — значит, можно использовать.
      2. Не вижу повода рассматривать это как нарушение. Вреда для здоровья эти конструкции не наносят. А если рассматривать потенциальную возможность, то тогда и от мебели было бы необходимо отказаться — там же углы.

  9. Николай:

    Здравствуйте! Планируем открыть детский сад. Но однажды услышал, что есть какие-то требования к помещениям. Якобы количество окон в помещении должно чему то соответствовать и есть еще нормы по естественному свету. Это правда, если да — то где это прописано!? Спасибо!

    • Конечно, требования есть. Если вы не знакомы с санитарными нормами, рекомендуем почитать их. Ссылка на СанПиН есть на этой странице.

  10. Альбина:

    Здравствуйте! Я нашем детском саду гуляют в любую погоду.Даже в металл,дождь,мороз и сильный ветер.Скажите пожалуйста какие есть ограничения в температурном режиме ,Ветре и осадкам для прогулки в детских садах?

    • Есть такая норма:

      «11.5. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.»

  11. Любовь:

    Здравствуйте , есть ли правила касающееся шкафчиков для детей , в саду не хватка шкафчиков , дети постоянно путают одежду и раздеваются по 2 е в одном шкафу .?

  12. екатерина:

    Зачем воспитателю спец. одежда? Мы педагоги, как в школе. Этот пункт в СанПиНе нас обижает! Я не собираюсь проводить целый день в халате перед детьми! Мы должны быть детям примером, они нам подражают!

  13. Лариса:

    в каких котлах можно готовить 1-е,2-е, 3-е блюдо?

  14. Анна:

    Забираю ребенка(2,3 года) вечером с прогулки в мокрых описаных штанах,хотя он давно ходит на горшок сам..на замечания воспитатель ответила«несите подгузники»это нормально??? Он болеет по два раза в месяц….

    • Воспитатель несёт ответственность за здоровье порученных ей детей. Очевидно, что прогулка в мокрых штанах может нанести серьёзный вред здоровью. Если воспитатель не понимает этого, рекомендую обратиться с жалобой к заведующей. Лучше всего — в письменном виде, чтобы эту ситуацию не смогли «замять». Ответ вам должны предоставить также в письменном виде в течение месяца.

  15. Екатерина:

    Заведующий в саду в приказном порядке заставляет 2мл. и средние группы работать на первом этаже, а потом подниматься на второй. Только оформили группу, расписали стены в спокойных тонах, нужно переходить, а там все не так, как нам хочется. Сколько работаю, с таким столкнулась первый раз. Всегда и везде все работали из года в год на своей группе. Говорит, что по пожарным нормам младшие не успевают спуститься со второго этажа. Почему тогда сады строят двухэтажные?. Как можно доказать, что она не права, подскажите.

    • Екатерина, согласно СанПиНу, только ясельная группа в обязательном порядке должна быть на первом этаже. Размещение остальных групп — на усмотрение администрации садика.

      Кстати говоря, у нас, в Ярославле, дети переходят из группы в группу. И, да, младшие на первом этаже, старшие на втором.

  16. Екатерина:

    Родительница поднимает скандал, потому что перед прогулкой её ребёнка не обрызгивают средством от комаров. Имеет ли воспитатель на это право и есть ли статьи в СанПине об этом?

    • СанПиН не обязывает проводить обработку кожи детей от комаров перед прогулкой. Использование таких средств может нанести вред здоровью ребёнка (может развиться аллергическая реакция), и ответственность за это будет нести воспитатель.

  17. Диана:

    Добрый день! Подскажите , пожалуйста , есть ли сан. нормы по поводу шапочки для бассейна в детском саде? А именно из какого материала она должна быть? Ребёнку не удобно носить резиновую/силиконовую, в тканевой не пускают. Спасибо!

    • Возможно, такая норма есть в СанПиНе для бассейнов.

  18. Татьяна:

    Добрый день! Скажите пожалуйста какого цвета халаты должны быть у воспитателя группы и нужны ли им головные уборы по нормам СанПина. СПАСИБО!

    • «19.6. Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются спецодеждой (халаты светлых тонов).»

      Головной убор нужен только в случае, когда помощник воспитателя несёт детям еду.

  19. Наталья:

    Доброе время! У нас на площадке уже второй год нет веранды ( предыдущую унесло ветром) администрация садика отказывается строить, ссылаясь на отсутствие финансирования. Воспитатели предупреждают, что при высокой температуре на улице дети на прогулку выводиться не будут (боязнь теплового удара) Подскажите, обязана ли администрация устанавливать теневой навес, как указана в санпине?кто будет нести ответственность в случае несчастного случая, если навес установят родители?

    • Администрация садика, конечно, обязана предоставить условия для безопасного времяпрепровождения детей на улице. И обязана моблюдать санитарные нормы. Если уж в СанПиНе говорится о том, что должна быть веранда или хотя бы теневой навес — они должны быть. Несоблюдение СанПиНа может послкжить поводом для коллективного обращения рол ителей в отдел образования и в Роспотребнадзор.

      Установив нааес своими силами вы рискуете здоровьем своих детей, но если с ними что-то произойдёт, ответственность ляжет на администрацию садика, которая приняла в эксплуатацию опасную конструкцию.

  20. Виктория:

    Здравствуйте,есть ли какие-то нормы по уборке веранды в детском саду? Нас обязывают постелить ковер на веранде,для игры на полу веранды.Я считаю,что ковер будет накапливать пыль,грибки,что совсем не способствует здоровью детей.

    • Виктория, ковры не предусмотрены СанПиНом вне помещений. С этой точки зрения, они и не запрещены. Но тогда к ним должны применяться те же требования, что и к тем, которые лежат в помещениях:
      «17.4. Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой. Рекомендуется один раз в год ковры подвергать сухой химической чистке.»

      Если нет возможности соблюсти эти нормы, то и ковёр класть не следует.
      Другой вопрос, как планируется защитить ковёр от намокания. Наверняка он будет впитывать влагу утром от росы. Уверена, что, увидев ковёр на веранде, СЭС потребовала бы его тут же убрать.

  21. анна:

    Здравствуйте….подскажите пожалуйста входит ли в обязонности помошника воспитателя застирывать грязные трусишки…нам их бросают в шкафчик к сапогам…прихожу забирать ребенка там уже все засохло …извините за подпобности…я спросила неужели сложно застирать мне ответили это не входит в дол.обязанности…
    Так ли это

    • Возможно, и так. Уточните у заведующей, что входит в обязанности помощника воспитателя. Все обязанности прописаны в должностной инструкции.

  22. Елена.:

    Здравствуйте. Обязаны ли работники детского сада проводить кварцевание групп. И как часто это нужно делать?

    • В СаеНиНе нет требования проводить кварцевание, так как детский сад — не лечебное учреждение.

  23. Лена:

    На летний период наших детей (возраст 5-6 лет) укомплектовывают в группу с детками -1,5 -3 года. Мебель, сан условия, игрушки и занятия не соответствуют нашему возрасту (столы обеденные низкие, горшки, спальное место маленькое). Где можно узнать, что именно по этому вопросу прописана инструкция?

    • Ответ в частых вопросах

      Кроме того, безусловно, вся мебель, а также игрушки, занятия должны соответствовать возрасту детей. В СанПиНе об этом много говорится. Например, вот цитата:

      «10.15. Детская мебель и оборудование помещений должны быть безвредными для здоровья детей и учитывать специфику организации педагогического процесса и лечебно-восстановительных мероприятий, а также соответствовать росту и возрасту детей.»

  24. Ольга:

    Здравствуйте. В садике вынуждают за родительские деньги поставить сетки на мп окна. Про москитные сетки в сан пине ни слова? Должен ли это обеспечить застройщик или все же нас ждут очередные поборы?

    • Сетки ставить обязательно нужно:

      «17.9. В теплое время года засетчиваются окна и двери…»

      Но это обязанность администрации садика. Родители обязаны лишь оплачивать суммы по квитанциям. Остальное называется поборами и влечёт за собой уголовную ответственность.

  25. Евгений:

    Здравствуйте. Дочь в детском саду обожгла руку водой (ожог 2 степени) из под крана. Куда смотрела воспитатель вопрос. Есть ли норма о температуре воды в кране. Говорили что должны стоять нагревательные приборы воды с температурой в 60 градусов.

    • Такой нормы нет, однако, если в садике ваш ребёнок получил травму, вы имеете право потребовать от заведующей дисциплинарного наказания и можете потребовать возмещение ущерба здоровью ребёнка.

  26. Ольга:

    Добрый день! Подскажите, можно ли в дет саде давать детям консервированные продукты? Сегодня ходили в первый раз и ребёнка кормили консервированной кукурузой! Мы никогда дома такое не едим, этим можно отравиться! Также можно ли давать колбасы, сосиски, соленую рыбу?

    • Да, консервированные продукты давать можно. Никакого отравления ими быть не должно при условии соблюдения сроков годности и правил хранения.
      Колбасные изделия разрешены с 3 лет.
      Филе рыбы слабосолёное и малосольное разрешено в любом возрасте.

      Все разрешённые продукты перечислены в приложении к СанПиНу https://chupa-game.ru/wp-content/uploads/2010/09/10-Sutochnye-nabory-produktov-dlia-detej.gif

  27. Елена:

    Здравствуйте! Имеет ли право заведующая создавать приказ, по которому, воспитатель раз в неделю на протяжении месяца обязан приходить на закладку продуктов утром и снимать пробу

    • Этот вопрос не относится к СанПиНу, однако с уверенностью могу сказать: воспитатель не обязан выполнять никакой работы, которая не прописана в должностной инструкции.

  28. Елена:

    Здравствуйте!
    Случайно зашла в сад во время тихого часа, Лето, жара, а ребенок лежит под стеганым зимним одеялом. Весь мокрый, волосы слиплись, Прошу нянечку накрывать его только простынкой, она отказывается, ссылаясь на Санпины, Что делать?

    • Нет таких норм в СанПиНе. Если нянечка считает иначе — пусть покажет вам её в тексте документа.

  29. СВЕТЛАНА:

    Здравствуйте!такой вопрос при какой температуре дети должны гулять на улице в летний период.

  30. Елена:

    Здравствуйте,какие правила мытья посуды в групповой дет.сада.

    • Елена, прочитайте СанПиН, пункт «XIII. Требования к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде».

  31. эля:

    здравсьвуйте! скажите нас не было в саду 7 дней 2 из них суббота воскресенье но в сад нас не пустили. сказали что выходные тоже считаются днями не посещаемыми?

  32. Анна:

    подскажите, где написано, что ребенок в летнее время обязан гулять в головном уборе, у нас воспитатель одела ребенку на голову ласины, хотя на улице было не жарко

    • Нигде нет такого требования. Однако воспитатель несёт ответственность за здоровье детей. Если на улице яркое солнце, а малыша привели в садик без головного убора, нужно такому ребёнку уделять больше внимания. Возможно, просить его играть на веранде — чтобы не напекло голову. Лосины, конечно, перебор. Этот случай можно воспринимать как унижение человеческого достоинства. Я бы пожаловалась заведующей и потребовала провести беседу с воспитателем о недопустимости таких действий.

  33. Наталья:

    11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут
    Вопрос: почему в старшей группе образовательная нагрузка 45 минут это 1 занятие 25 минут а второе всего 20мин??? Чтобы выполнить учебный план необходимо каждый день 2 занятия в первую половину дня проводить а 1 занятие во вторую, а это не эффективно так как многие родители во второй половине дня стараются водить детей в дополнительные кружки по интересам, да и продуктивность этих занятий значительно ниже чем в первую половину дня.

  34. Татьяна:

    Добрый день. Наша группа в садике находится на первом этаже здания. Полы очень холодные, даже летом. Достаточно взрослому человеку постоять босиком минуты три, чтобы ноги замерзли. Не смотря на это в игровой комнате убрали ковер и дети вынуждены играть на холодном полу. Аргументируют это тем, что СанПином запрещается использование ковров в летний период. Так ли это?

    • Попросите показать эту норму СанПиНа, которая запрещает использование ковров в определённое время года. Скорее всего, тут-то проблема с холодными полами и решится.

      Если действительно полы такие холодные, вы можете проконсультироваться со специалистами вашего отделения Роспотребнадзора — там подскажут, как поступить так, чтобы сохранить здоровье детей.

  35. Оксана:

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, входит ли в обязанности младшего воспитателя нарезка хлеба и намазывание его маслом непосредственно в буфете групповой ячейки? Заведующая мотивирует это СанПиНом. Раньше это делали на пищеблоке, получали и несли в закрытом виде в группу. Заранее спасибо.

    • В ваши обязанности входит только то, что предусмотрено должностной инструкцией. Вы же её подписывали?

      СанПиНом, наоборот, предусмотрена нарезка хлеба на кухне — на специальной доске, которая должна храниться на кухне. См. п. 13.3 СанПиНа.

  36. Алена:

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста! У нас малокомплектный детский сад, всего 30 детей, помещение сада маленькое, воспитатели работают вместе с утра до обеда, в 12 часов один воспитатель уходит, остается другой. Ставку помощника воспитателя сократили, стало меньше часов и она стала уходить домой во время дневного сна детей. В итоге во время дневного сна детей в детском саду 30 детей и один воспитатель.Допустимо ли это? Ведь это небезопасно.

    • Санитарные нормы не рассматривают вопрос количества детей на одного воспитателя. К сожалению…

  37. ELENA:

    Здравствуйте. На участке посадили посадили кусты, размером 40 см, но они не прижились и стоят сухие, без листвы. Мой ребенок во время прогулки упал и наткнулся глазом об них, к счастью получил царапину. Я попросила заведующую их оградить или убрать, но она ни каких мер не приняла. Теперь я очень переживаю, что мне делать. Дети бегаю по участку и могут в любой момент спотыкнуться и опять на них наткнуться. Куда мне обратиться или какие нормы регулируют сухоцветы на участке?

    • Елена, в обязанности администрации детского сада входит благоустройство территории садика и обеспечение безопасных условий нахождения детей. Если вы видите, что кусты несут потенциальную угрозу здоровью вашего и других детей, напишите об этом заведующей. Письменные обращения работают гораздо лучше. И на них нельзя не ответить (если в обращении вы указали свой адрес). И ответ тоже должен быть письменным. Срок на ответ даётся короткий — 10 рабочих дней.

  38. Елена:

    Добрый день! Интересует такой вопрос касающийся спец одежды. У помощников воспитателя должна быть строго спец одежда, можно ли при уборке в группе носить тунику или это обязательно должна быть спец одежда приобретенная в специальном магазине. И у воспитателя должна быть специальная форма одежды или по санпину она только рекомендована? У нас в детском саду воспитатель в чём приходит на работу в этом же весь день и работает, ходит на прогулку с детьми, а потом помогает накрывать на столы.

    • 19.6. Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются спецодеждой (халаты светлых тонов).

      То есть главное, чтобы был хала светлого цвета, а уж где он куплен — не имеет значения.

  39. Валентина:

    Добрый день, мы пошли в ясельную группу, у нас 35 детей в группе, а кроватей и ячеек для хранения одежды 25. Нас разместили по 2 человека на ячейку. Просто в осенне зимний период очень сложно затолкать одежду одного ребёнка, а тут двух. Подскажите пожалуйста правомерно ли это.
    Спасибо

  40. Юлия:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, если в саду нет мед . работника, воспитатель имеет право не принимать больных детей? Очень старый сад и полы в саду даже в отопительный сезон очень холодные у детей всегда холодные ноги , должны же быть какие то нормативы для детских садов.

    • СанПиН говорит лишь о том, что дети с симптомами простуды не принимаются, но кто должен выявлять симптомы — не уточняется. Обычно всё-таки медработник этим занимается. Можете обратиться с этим вопросом в Роспотребнадзор по вашему региону. Они консультируют и по телефону.

      Про полы нормы такие:

      5.5. (…) С учетом климатических условий рекомендуется полы в помещениях групповых, расположенных на первом этаже, предусматривать утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом.

      Тут формулировка «рекомендуется» даёт право решать вопрос утепления полов в каждом садике отдельно. Но если учесть, что администрация садика несёт ответственность за здоровье порученных детей, они должны быть заинтересованы в том, чтобы обеспечить условия, сохраняющие здоровье. Поговорите об этом с заведующей, а если не найдёте понимания, обратитесь со своей проблемой в отдел образования. Можно дойти и до Роспотребнадзора, но в этом случае лучше писать коллективное обращение с просьбой проверить группу на соответствие санитарным нормам, с указанием того, что вас волнует холодный пол.

  41. Лидия:

    Здравствуйте!..Подскажите пожалуйста-ребёнку два года,..только пошли в ясли ГБДОУ…При обсуждении подарка на новый год(за средства родителей), организацией строго-настрого было запрещено покупать сладкие подарки детям, мотивировали -строгим запретом в положении СанПина. Изучила СанПин, данной иформации не нашла…Возможно ли наличие конфеты в подарке от деда мороза, для моего малыша…Спасибо!

    • Действительно, конфеты СанПиН не запрещает. Нельзя только кондитерские изделия с кремом — пирожные, торты и т.п.

      В вашем случае можно достигнуть компромисса: пусть дети не едят эти конфеты в садике. Подарок можно положить в шкафчик и дождаться прихода родителей.

  42. Ирина:

    Здравствуйте. Столкнулась с такой проблемой. В связи с увеличением численности детей в группе и , как следствие, увеличением количества шкафчиков в раздевалке, шкафчик моего сына переставили прямо к входной двери в группу. Наша группа на первом этаже и от улицы ее отделяет лишь один лестничный пролет. Ребенок переодевается перед шкафчиком , а дверь постоянно открывется и закрывается , обдавая практически раздетого ребенка холодным воздухом с улицы. А что будет зимой. На мою просьбу воспитателям попытаться переставить шкафчики по иному мне отказали, сказав, что ребенок будет брать всю одежду из шкафчика, нести ее на скамейки в другом конце раздевалки и там переодеваться. Но кто за этим проследит? Не будет ли мой ребенок, распаренный от беготни на прогулке( что нормально), стоять потом на ледяном сквозняке и переодеваться в одежду для группы? Есть ли какие-нибудь допуски и нормы по расстановке мест для переодевания в раздевалке детского сада?
    Заранее благодарна за ответ, Ирина.

    • К сожалению, в нормах СанПиНа ничего нет про расстановку шкафчиков внутри помещения. Однако есть требование обеспечить ребёнку окружающую среду, сохраняющую его здоровье. Можете нажать на это.

  43. Наталья:

    Добрый день!
    Существуют ли нормы по продолжительности прогулки не максимум времени,а минимум?У нас вот прогулка 3 0мин в подготовительной группе…
    И есть ли нормативы по проведению занятий? Половину занятий поставили на 2 половину дня, в 16-17 часов, мне кажется, это неэффективно. Зато в 9 утра стоят кружки за доп. плату…
    спасибо!

    • О прогулках читайте ответы на частые вопросы.

      По времени проведения занятий вот цитата из санитарных норм:

      11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. (в редакции от 27.008.2015 г.)
      11.10. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут. (в редакции от 27.008.2015 г.)
      11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.
      11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 — 30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. (в редакции от 27.008.2015 г.)
      11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

  44. Катя:

    Добрый вечер!
    Подскажите пожалуйста, можно ли кострюли для пищи складывать по типу «матрешка» после посудомоечной машины и так хранить их в шкафчике? Не нашла норм по этому вопросу!
    Заранее спасибо.

    • Действительно, СанПиН не даёт ответ на этот вопрос. Вероятно, за разъяснениями стоит обратиться в местный отдел Роспотребнадзора.

  45. Елизавета:

    Здравствуйте,мы в садик ходим уже месяц,остаемся на сон,так как она встает и не сидит самостоятельно,мне звонят ,я забираю и ходим мы в памперсах,это правильно?

    • Елизавета, не понятно, к чему относится ваш вопрос.

      Если к памперсам, то ностть или не носить их в садик — это исключительно ваш выбор.

      Если к тому, что вас просят забирать ребёнка сразу, когда она проснулась, то здесь также всё зависит лишь от вашего выбора. Если есть у вас возможность забирать — делайте это. Не отдавая малышку в садик на весь день, пока она не готова к этому, вы облегчите процесс адаптации. Если же такой возможности нет, просто объясните это воспитателю. Никто не может заставить вас забирать ребёнка раньше, чем вы можете это сделать. В санитарных нормах, как и в других документах, такого требования нет.

  46. ксения:

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, есть ли нормы СанПина по площади раздевалки в группах детского сада?. Так как у нас уменьшили раздевалку почти в 2 раза.

  47. Дарья:

    Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, в группе по СанПину обязательно должен быть на полу ковер или ковралин? Или можно покрытие как в игровых комнатах? Эти коврики зачастую выполняются из полиуретановой пены с хлопковым или виниловым покрытием. Они отличаются небольшим весом, пригодны для длительного интенсивного использования, и что не менее приятно — за ними просто ухаживать.они гипоалергенны. А правилах указано что уборка ковров строгая, обязательно два раза в день. У нас же няничка вечер на боьничном. И они не убираются неделями. И как решить проблему с няней. Ее ребенок тоже ходит в эту группу, они любо на больничном, а когда нет, она занимается только своим чадом. Вопрос с заведущей решить не можем, как быть.
    Спасибо

    • Дарья, ее понятен ваш вопрос. Под «группой» подразумевается блок помещений, в которых находятся дети одного возраста. Игровая — часть группы. В какое именно помещение вы хотите положить коврик из полиуретана?

      Вопрос о качестве выполнения сотрудниками садика своих обязанностей не относится к санитарным нормам. Если у вас есть претензии к работе няни,а заведующая с ними не согласна, отправьте коллективное письмо в отдел образования. Если вы одна его напишете, скорее всего, ваши претензии не будут услышаны.

      Если вы видите, что в садике наркгаются санитарные нормы, а с заведующей опять же решить этот вопрос не выходит, отправьте жалобу в Роспотребнадзор, инициируйте внеплановую проверку группы.

  48. Елена:

    Здравствуйте, подскажите, с каким наполнителем должны быть подушки в ясельной группе? Родит.комитет по своей инициативе купил новые подушки с синтетическим наполнителем, но заведующая их не пропускает, ссылаясь на нормы санпина. Прочитала его от и до, ничего на эту тему не нашла, может есть еще какие то нормы или это просто придирчивость заведующей?

    • В СанПиНе есть только одно требование — безопасность. Если на подушки есть сертификат, подтверждающий их безопасность покажите его заведующей, и у неё не будет причины отказываться от этих подушек.

      А если она будет настаивать на несоответствии подушек санитарным нормам, рекомендую устроить с ней переписку. Напишите сначала о желании родительского комитета подарить садику (вашей группе) подушки, приложите к письму копию сертификата безопасности. Ответ должен поступить так же письменно, если в нём не будет обоснования отказа потребуйте объяснения в следующем письме. Удачи!

  49. Мария:

    Добрый день! Имеют ли право закрывать детский сад на 2 дня из-за сан. обработки столовой?

    • Да, закрыть должны, так как никакие работы при детях проводить нельзя. При этом вам должны предложить на эти два дня место в другом садике.

  50. Татьяна:

    Здравствуйте, подскажите сколько отпускается по СанПиН на дневной сон ребенка 5 лет



Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.



Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]