06.05.2020. Министерство просвещения рекомендует: как должно быть организовано дистанционное обучение школьников
Минпросвет опубликовал 17-страничный документ с рекомендациями «по рациональной организации занятий с применением электронного обучения». Посвящён он двум темам: продолжительности занятий с применением экранов и организации рабочего места ученика и педагога. Приводим выдержки из документа.
Ежедневное онлайн-обучение
Нет научных исследований, которые подтверждают безопасность полного перевода школьников на ежедневное онлайн-обучение. Зато известно, что бесконтрольная работа на компьютере приводит к выраженному утомлению организма детей.
СанПиН о продолжительности онлайн-занятий
Непрерывная работа с экраном:
- 1-2 классы – не более 15 минут (ЖК монитор – до 20 мин.);
- 3-4 классы – не более 15 минут (ЖК монитор – до 25 мин.)
- 5-6 классы – не более 20 минут (ЖК монитор – до 30 мин.);
- 7 классы – не более 20 минут (ЖК монитор – до 35 мин.)
- 8-11 классы – не более 25 минут (ЖК монитор – до 35 мин.).
Количество онлайн-уроков в течение дня:
- 1-4 классы – 1 урок;
- 5-8 классы – 2 урока;
- 9-11 классы – 3 урока.
Регламентируется и количество внеучебных онлайн-занятий. Не чаще двух раз в неделю, общей продолжительностью:
- 2-5 классы – не более 60 минут;
- 6-11 классы – не более 90 минут.
Эти нормы требуют согласованной работы педагогов, чтобы составить безопасное для детей расписание дистанционных уроков.
При дистанционном обучение требуется использовать разные формы работы и виды деятельности, чередуя их.
Рабочее место ученика
Должно быть оборудовано в отдельной комнате. Нельзя заниматься рядом с телевизором.
Монитор располагается на уровне глаз ребёнка на расстоянии не менее 50 см. При работе с ноутбуком расстояние увеличивается при помощи выносной клавиатуры.
Педагог должен обсудить то, как устроено рабочее место ученика, с ним самим или его родителями.
Оборудование для дистанционного обучения
Для меньшего утомления из-за необходимости прислушиваться к негромким звукам компьютера предпочтительно использовать колонки. Наушники нежелательны, так как агрессивно воздействуют на органы слуха.
Использование смартфонов для онлайн-обучения должно быть полностью исключено, так как связано с большими рисками для здоровья детей. Использование смартфона сопровождается воздействием на школьника целого комплекса неблагоприятных факторов (электромагнитное излучение, маленький экран, малый размер символов и изображений, невозможность соблюдения рациональной рабочей позы, сильное напряжение мышц шеи и плечевого пояса и др).
Если кого-то из участников видеоконференции плохо слышно из-за издаваемых камерой щелчков, он должен повернуть камеру таким образом, чтобы свет из окон не падал на неё.
Организация онлайн-занятий
Необходимо минимизировать или полностью исключить работу, при которой школьник при выполнении заданий должен переписывать их с экрана в тетрадь, так как это вызовет выраженное зрительное утомление.
Профилактика утомления
Каждые 15-20 минут педагог должен проводить гимнастику для глаз продолжительностью 1-2 минуты. Делать её следует, отвернувшись от экрана.
С такой же периодичностью (или чаще, если дети демонстрируют признаки утомления) следует проводить физкультминутки продолжительностью 2-3 минуты. Рекомендованные комплексы упражнений необходимо чередовать, так как каждый из них воздействует на разные группы мышц и системы организма.
Полный текст рекомендаций, а также упражнения для профилактики утомления скачивайте по ссылке.