Готовность ребёнка к школе. Психологические аспекты
«Готовь сани летом, а телегу – зимой» – гласит народная мудрость. Эти слова вполне применимы к задаче воспитания у детей качеств, необходимых для обучения в школе. Существуют две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя родителям, да и учителям. Первая – это ученик, посещающий школу, но не умеющий учиться. Вторая – школьник, не желающий учиться.
Рассмотрим эти две основные линии психологической подготовки ребенка к школе, при этом не будем затрагивать проблему общения ребенка со сверстниками. Хотя, ребенку, не умеющему общаться, гораздо труднее войти в коллектив класса.
Именно дошкольный период является сензитивным (благоприятным) для формирования многих способностей и качеств ребенка, необходимых в учебной деятельности. К моменту поступления ребенка в школу его общее развитие должно достичь определенного уровня:
- это и имеющийся запас знаний и представлений об окружающем;
- это и умение действовать во внутреннем плане (производить некоторые действия в уме);
- это и умение произвольно управлять собой (делать не только то, что тебе хочется, а то, что надо);
- это и выработка познавательной мотивации (стремление получать и приобретать знания).
Правильно поступают те, родители, которые много времени уделяют повседневному общению с ребенком: рассказывают что-то интересное, придумывают сказки, разъясняют природные явления – способствуют расширению кругозора, развитию пытливости и любознательности ребенка.
Многие дети к моменту поступления в школу умеют читать. Чтобы закрепить этот интерес у ребенка, взрослые должны вместе с ним вслух читать как можно чаще: строчку или абзац – ребенок, остальное – взрослый, постепенно увеличивая ему норму чтения. Книга должна соответствовать возрасту и интересам ребенка.
Важное значение в процессе подготовки к школе имеет воспитание умения производить действия в уме. Этому надо учить поэтапно, закрепляя результаты практических действий и применять их с учетом полученного опыта, путем перевода этих действий во внутренний план. Для этого постарайтесь создавать побольше ситуаций, требующих действий в уме, превращайте их в игровые: очень полезны такие игры, как шашки, поддавки, но не забывайте время от времени проигрывать малышу, чтобы сохранить у него охоту к игре.
Развивайте словарный запас ребенка. Он должен составлять 4-5 тысяч слов. Покажите возможности слова: прямой и переносный смысл, эмоциональная окраска.
Стремление к познанию окружающего мира заложено у ребенка самой природой. Задача взрослых развить это стремление, закрепить его, дать возможность перерасти в привычку.
Общаясь с ребенком, старайтесь вызвать у него чувство удивления, отвечайте на каждый его вопрос с интересом, с радостью, не отмахиваясь и не ссылаясь на то, что его в школе научат. Не жалейте времени на разъяснение ребенку различных понятий и явлений – это поможет ему расти живым и любознательным, заставит интересоваться новыми знаниями, самому узнавать что-то важное. Став школьником, он не утратит способность удивляться.
Помните, что познавательная активность – это предпосылка успешной учебы, а не результат обучения в школе.
Необходимое условие подготовки ребенка к школе – выработка навыка управления своим поведением. Важно, чтобы он твердо знал, что можно и что нельзя делать дома, выполнял требования старших. Постарайтесь чаще включать ребенка в выполнение каких-то общих дел: пусть помогает накрывать стол, убирать посуду, заправлять кровать.
Больше предоставляйте ему самостоятельности, при этом учите планировать деятельность поэтапно и закрепляйте усвоенное ранее.
Соблюдая эти нехитрые основные линии поведения, вам не придется тратить свое время на подготовку уроков вместе с ребенком, он с интересом справится с ними сам.
Татьяна Юрьевна Гвоздецкая,
специалист психологического центра «Остров перемен».
г. Ярославль, ул. Собинова, 54. Тел.: 92-76-63.