Уроки лепки

 

Лепка способствует развитию мелких мышц кисти руки, учит ребёнка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными. Поначалу у малыша отсутствует чёткая связь между движениями руки и формой, которая у него получается. Но по мере того как в процессе обучения ребёнок овладевает всё более сложными двигательными навыками, у него появляется желание лепить что-то определённое. Стараясь как можно точнее передать нужную форму, юный скульптор начинает работать всеми десятью пальцами. А получившиеся фигурки, созданные своими руками, вызывают у него чувство гордости и радости.

Лепить можно из воска, глины, теста, ну и, конечно же, из пластилина.

 

Правила работы с пластичными материалами

 

  • Работать нужно, сидя за столом, застеленным клеёнкой.
  • На пол тоже положите клеёнку или газету, чтобы упавший пластилин не размазался по поверхности.
  • Закончив работу, оботрите руки ребёнка сухой тряпочкой, а затем вымойте тёплой водой с мылом.

 

С какого возраста можно заниматься лепкой?

 

Годовалый малыш любит отрывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и хаотично нагромождать их друг на друга. Скульптуру он, конечно, не вылепит, зато получит массу удовольствия.

 

Важно 

С помощью пластичных материалов ребёнок создаёт реальные предметы, имеющие объёмную форму. При этом ему не приходится использовать условные средства изображения, как при рисовании и аппликации.

Ребёнок старше года вполне может овладеть разнообразными видами лепки, начиная с предметной и заканчивая сюжетной и декоративной. Естественно, обучение должно быть последовательным и системным.

Предметная лепка

 

Обучение лепке начинайте со знакомства с основными движениями: раскатыванием, скатыванием, расплющиванием, вытягиванием, оттягиванием, сгибанием, присоединением. Чтобы ребёнку было интересно, превратите обучение в игру.

 

От 2-х до 3-х

Спросите малыша: «Что мы будем лепить?» Предложите следующие темы: «Колбаска для собачки», «Палочки для забора».

Основной приём – раскатывание. Ребёнок прямыми движениями катает кусочек пластилина между ладонями, согласованно работая обеими руками, соразмеряя нажим ладоней на пластилин.

Если вы назвали игру «Сушки для куклы Кати», «Колечки в подарок» или «Новая пирамидка», наряду с раскатыванием придётся освоить и сгибание, соединение концов цилиндрической формы и скрепление их путём прижимания одного к другому. Малыш переходит от действия ладонями к работе пальцами. Это очень важный момент для всего последующего обучения, так как только с помощью пальчиков можно создать интересную и узнаваемую форму.

 

От 3-х до 4-х

Ребёнка 3-4 лет следует учить лепить шары, скатывая пластилин между ладонями кругообразными движениями.

Предложите следующие темы: «Яблоки для ёжика», «Орехи для белочки», «Мячик для собачки», «Конфетки для куклы», «Ягодки для птички».

Следующий этап – изменение формы шара: расплющивая его между ладонями, ребёнок превращает шар в диск. Попросите малыша слепить для куклы или любимого плюшевого мишки угощение: лепёшки, печенье или пряники.

Дошкольнику четырёх лет предложите вылепить предметы, состоящие из нескольких знакомых ему форм: цилиндра, шара и диска. Эти предметы (игрушки и животные) могут состоять из 2-3 одинаковых по форме, но разных по величине частей: «Цыплёнок», «Зайчик», «Кукла-неваляшка», «Снеговик», «Самолёт», «Лесенка», «Грибок». Постепенно ребёнок осваивает новые приёмы, например, оттягивание тремя пальцами правой руки клювика у цыплёнка.

Покажите малышу, как лепить животных, форма которых близка к овалу. В этом случае из одной основной формы методами вытягивания, оттягивания и защипывания можно вылепить разные фигурки: рыбку, кита и ёжика (в качестве иголок используйте спички).

Научите юного скульптора изготавливать посуду. Покажите ему способы создания полых форм путём вдавливания пальцем в шарообразной или цилиндрической форме (чашка, миска, стакан, кружка), отгибания краёв у расплющенной формы (тарелка, блюдце, поднос), наложения друг на друга колец из длинной цилиндрической формы и их скрепления (корзинка, ваза).

 

Сюжетная лепка

 

От 5-ти до 6-ти

Юный скульптор стал старше – ему уже 5 лет. Теперь ребёнок владеет основными приёмами лепки и может создавать достаточно выразительные образы. Предложите вылепить игрушку, глядя на оригинал: собачку, кошку, лисичку, зайчика с морковкой, медведя с колобком.

Ребёнок 5-6 лет постепенно переходит от предметной лепки к сюжетной. Темы тоже меняются. Теперь это эпизоды из реальной жизни, а также любимые сказки.

В сюжетной лепке юный мастер может создавать композиции из 2-3 фигурок. Важно научить ребёнка придавать этим фигуркам динамические позы.

Наиболее сложно вылепить фигуру человека. Покажите ребёнку, как это сделать. Голову и туловище надо лепить из целого куска, а руки и ноги делаются отдельно и затем примазываются к туловищу. Фигурку следует установить на ноги и придать ей нужную позу.

Покажите юному мастеру, как добиться большей устойчивости с помощью дополнительных предметов. Например, для девочки с корзиной в руках можно вылепить пенёк, на котором будет находиться корзина, в результате фигура девочки обретёт нужную опору. Лыжнику устойчивость придадут палки из счётных палочек или спичек.

Предложите ребёнку изобразить человека в разных позах: мальчика, катящего снежный ком, девочку, сидящую на пеньке. А вот темы для композиций из двух фигурок: «Дети делают зарядку», «Девочка с собачкой», «Дед тянет из земли репку». Конечно, получившиеся фигуры будут ещё далеки от совершенства: так, голова обычно имеет форму шара, а руки и ноги – форму цилиндра. Главное – научить юного скульптора передавать движение персонажей.

Самый сложный вариант сюжетной лепки – лепить по представлению.

 

Декоративная лепка

 

Большие творческие способности откроются перед ребёнком в декоративной лепке. Познакомьте юного мастера с народным прикладным искусством, например, с дымковской игрушкой, и предложите ему создать такую же. Кроме забавных фигурок в народном стиле ребёнок может лепить посуду и украшать её узорами, а также изготавливать украшения и картины.

Обязательно покажите ребёнку, как пользоваться специальными инструментами для нанесения рисунка на поверхность готового изделия: стеками, печатками, вилкой. Продемонстрируйте, как сделать поверхность рельефной, накладывая на неё маленькие кусочки пластилина разных цветов.

 


Источник: Новиковская, О.А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / Ольга Новиковская. – изд. 3-е, доп. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 235, [5] с.: ил.

Рекомендуем:

Рисование по-новому
Игры-потешки для развития мелкой моторики рук

Оставить комментарий



Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.



Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]