Открытые вопросы. Как разговорить ребёнка
Многие родители сталкиваются с нежеланием детей рассказывать о том, как прошёл их день в детском саду или в школе. Часто дети отмахиваются односложными ответами вроде «нормально», «как обычно», «не помню», «не знаю»… Разговорить такого молчуна легко, если задавать ему правильные вопросы.
Смысл открытых вопросов заключается в том, чтобы не дать собеседнику возможность ответить одним словом, побудить в нём желание задуматься и ответить обстоятельно. Правильно задаваемые вопросы помогут лучше понять ребёнка, откроют неизвестные ранее черты, мысли и взгляды. А ещё они помогают и самим детям – дают опыт анализа сложных ситуаций и поиска выхода из них, то есть развивают мышление, интеллект. Ведь именно неприятные моменты, случившиеся за день, дети и пытаются скрыть от родителей. Просто потому, что вспоминать о них весьма неприятно.
Открытые вопросы начинаются с вопросительных слов: что, как, какой, почему, зачем и др.
Психологи не советуют увлекаться открытыми вопросами, чтобы не нарушить естественность общения и не превратить приятную беседу в допрос. Используйте их, когда чувствуете, что ребёнок что-то недоговаривает.
Примеры открытых вопросов ребёнку
Про школу и детский сад:
- Какой урок у вас сегодня был самым интересным?
- Какое занятие(урок) приносит тебе самое большое удовольствие?
- Из каких материалов вы сегодня делали поделку?
- В какие игры вы играли на перемене (после сна, на прогулке)?
- Какая игра у вас сегодня была самой весёлой?
- Над чем вы сегодня смеялись?
- Какое у вас в школе (детском саду) самое классное место?
- Что нового ты узнал сегодня?
- Что хорошего произошло сегодня с тобой?
- Чем бы тебе хотелось заниматься больше (меньше) в школе (детском саду)?
- Тебе понравился сегодняшний обед? Что было самым вкусным?
Про друзей/одноклассников/одногруппников:
- Чем ты сегодня насмешил/огорчил) своих друзей?
- Кто из класса (группы) тебе нравится больше всех? Почему?
- Кто из класса (группы) тебя раздражает? Почему?
- Какие самые неприятные поступки, по твоему мнению, может совершить друг?
- Если бы можно было завести любого питомца, кого бы ты выбрал)?
- Как дела у твоего лучшего друга?
- Если бы можно было выбирать, с кем сидеть за одной партой, с кем бы ты точно не захотел сидеть? Почему?
- Кому ты сегодня помог? Или, может быть, кто-то помог тебе?
О ребёнке
- С какого возраста ты себя помнишь?
- Что тебя больше всего злит?
- Какое у тебя самое счастливое (несчастное) воспоминание из жизни?
- Что ты умеешь такого, чему мог) бы научить других?
- Чем тебе запомнился детский сад (первый класс, начальная школа и т.д.)?
- Чего ты больше всего боялся, когда был маленьким?
- Чему бы тебе хотелось научиться?
- Если бы можно было исправить в себе три вещи, что бы это было?
- Было ли тебе сегодня очень скучно (весело, одиноко, грустно)?
Философские
- Из всего, что ты узнал, что, как ты думаешь, больше всего пригодится тебе во взрослой жизни?
- Если бы ты мог отправить сообщение себе в прошлое, что бы ты в нём написал?
- Что бы ты изменил в этом мире, если бы у тебя была волшебная палочка?
- Если бы ты умел летать, куда бы ты полетел?
- На какого сказочного героя (известного человека, знакомого) ты бы хотел быть похожим? Почему?
- Какие три желания ты бы задал золотой рыбке?
- Если бы у тебя появилось очень-очень много денег, на что бы ты их потратил?
- Если бы мы сегодня пригласили учителя (воспитателя) в гости, как думаешь, что бы он рассказал о тебе?
- Как считаешь, что случится, если..?