Игры-потешки для развития мелкой моторики рук
Игры-потешки для малышей
«Бабушка в очках»
| Бабушка очки надела | Изобразить колечко большим и указательным пальцами |
| И внучонка разглядела. | Приложить «колечки» к глазам |
«Кому что делать»
| Ивану Большаку – дрова рубить. Ваське-Указке – воду носить. Мишке Среднему – печку топить. Гришке Сиротке – кашку варить. Крошке Тимошке – песенки петь, Песенки петь и плясать. |
Проговаривая строчку, слегка крутить пальчик ребёнка в одну сторону. Потом повторить и крутить в другую сторону. |
«Забывчивый зайка»
| Зайка книгу нашел, | Ладони прижаты друг к другу, изображая закрытую книгу |
| И открыл, и прочел, | «Открыть» книгу |
| А закрыл, все забыл. | «Закрыть» книгу |
| И снова открыл, И все повторил, |
«Открыть» книгу |
| А закрыл, опять забыл. | «Закрыть» книгу |
«Грабли»
| Листья падают в саду, Я их граблями сгребу. |
Ладонь вниз, пальцы согнуты, «гребут» |
«Цепочка»
>Большой и указательный пальцы одной руки соединить колечком. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков другой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д.
| Пальчики перебираем И цепочку получаем. |
Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков |
«Бегающий человечек»
| Жил на свете человек, Скрюченные ножки, И гулял он целый век По скрюченной дорожке. А за скрюченной рекой В скрюченном домишке Жили летом и зимой Скрюченные мышки. |
Указательный и средний пальцы «бегают» по столу. |
Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой, потом обеими.
«Ути-ути»
| Ути-ути, полетели | Ребёнок машет руками |
| На головушку сели. | Руки на голову |
| Поклевали, поклевали | «Клевать» голову пальчиками |
| И домой улетели. | Руки с головы «слетают» |
«Ладушки»
| – Ладушки-ладушки, – Где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку. – Что пили? – Простоквашку. |
Хлопать в ладоши на ударных слогах |
| Кашка сладенька, | >Гладить животик рукой |
| Бабушка добренька. | Погладить себя по голове |
| Попили-поели | Снова погладить живот |
| И домой улетели. | Махать руками как крыльями |
«Совушка-сова»
| Совушка-сова, Большая голова, На суку сидит, Во все стороны глядит. |
Обнять лицо руками и плавно поворачивать его из стороны в сторону |
| Да вдруг как полетит! | Махать руками как крыльями |
«Колпачок на колпачок»
| Колпачок – на колпачок. Колпачок – на колпачок. Колпачок – на колпачок. |
Пальцы собрать вместе, изобразив «горсть», перевернуть ладони вниз и «надевать» колпачки друг на друга |
| Бух – упали на бочок! | Уронить руки ладонями вверх |
«Опята и ребята»
| На пеньке – | Локти стоят на столе, ладони – горизонтально поверхности стола, собранные прямые пальцы обеих рук соприкасаются. Получается «пенёк» |
| Пять опят. | На одной руке растопырить пальцы |
| У пенька – | Снова сделать «пенёк» |
| Пять ребят. | Растопырить пальцы на другой руке |
«Сорока-белобока»
| Ты, сорока-белобока, | Помахать руками как крыльями |
| Научи меня летать, | Поднять руки вверх |
| Ни высоко, ни далёко – | Развести руки в стороны на ширине плеч |
| Только море увидать. | Приставить ладонь «козырьком» ко лбу |
«Мальчик с пальчик»
| – Мальчик с пальчик, где ты был? – С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. |
Загибать или перебирать, слегка потряхивая, пальцы ребёнка по одному на каждую строчку |
«Сорока-ворона»
| Сорока-ворона кашу варила, Деток кормила. |
В такт водить указательным пальцем по раскрытой ладони |
| Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. |
Загибать по одному пальцу на каждую строчку, начиная с большого |
| <А этому не дала: | Слегка потрясти мизинец |
| – Ты дров не рубил, Воду не носил, Кашу не варил – Нет тебе каши! |
Слегка постукивать указательным пальцем по мизинцу, «наказывая» его |
«Кулачок»
Руки лежат на коленях ладонями вниз.
| Как сожму я кулачок, | Сжать руку в кулак |
| Да поставлю на бочок. | Поставить кулак на колено большим пальцем вверх |
| Разожму ладошку, | Распрямить пальцы |
| Положу на ножку. | Вернуть ладонь на колено |
«Тук-тук»
| – Тук-тук-тук! | Три раза ударить кулаками друг о друга |
| – Да-да-да! | Три раза хлопнуть в ладоши |
| – Можно к вам? | Ещё три удара кулаками |
| – Рад всегда! | Ещё три хлопка |
«Бараны»
| Так бодались два барана | Кулаки «бодают» друг друга |
| На мосточке утром рано. | Хлопать на ударные слоги |
| Уступить не захотели – | «Бодаться» |
| Вместе в речку полетели. | «Уронить» ладони на колени |
«Дятел»
| Дятел дерево долбит: Тук-тук-тук. |
Все пальцы одной руки собрать («дятел») и стучать ими о раскрытую ладонь, стоящую вертикально («дерево») |
| Целый день в лесу стоит: Стук-стук-стук. |
Поменять руки и стучать |
«Засыпалочка»
| На подушку головой – | Лечь |
| Глажу, глажу лобик свой. | Погладить лоб |
| Глазки закрываю, | Ладонями закрыть глаза |
| Быстро засыпаю. | Положить руки под щёку и закрыть глаза |
«Указочка»
| Ротик мой умеет кушать, | Показать на губы |
| Нос – дышать, а уши – слушать. | Показать на нос и уши |
| Могут глазоньки моргать, | Поморгать |
| Ручки – всё хватать, хватать. | Изображать хватание |
«Пальчики»
| Мы с (имя ребёнка) играем, Пальцы все перебираем. Этот пальчик – всех длинней, Этот пальчик – всех умней, Этот пальчик – всех короче, Этот – стать побольше хочет, Этот – знает все игрушки, Этот – ушки на макушке, Этот – прячется в тенёк, Этот – маленький сынок. |
Массировать подушечки пальцев большим и указательным пальцами другой руки. Одна строчка – один пальчик. Начинать с большого. |
Игры-потешки для детей от 2-х лет
«Червячки»
| Раз, два, три, четыре, пять, | Ладони лежат на коленях или столе |
| Червячки пошли гулять. | Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы) |
| Вдруг ворона подбегает, | «Идти» по столу указательным и средним пальцами. |
| Головой она кивает, | Сложить пальцы щепоткой, качать ими вверх и вниз. |
| аркает:»Вот и обед!» | Раскрыть ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх |
| Глядь — а червячков уж нет! | Сжав кулачки, прижать их к груди |
«Котята»
| У кошечки нашей есть десять котят, | Пальцы обеих рук попарно прижать друг к другу, ладони сомкнуть |
| Сейчас все котята по парам стоят: | Покачивать руками, не разъединяя их |
| Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых, Два маленьких самых и самых красивых. |
Постукивать соответствующими пальцами друг о друга, начиная с большого |
«Пять пальцев»
| На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: |
Ритмично сжимать и разжимать кулачки |
| Раз, два, три, четыре, пять! | Поочередно загибать пальчики на обеих руках |
«Собака»
| Четыре четырки, Две растопырки, Седьмой вертун, А сам ворчун. |
Левую ладонь поставить на ребро. Большой палец поднять вверх, чуть согнув. Указательный палец согнуть, средний и безымянный соединить. Мизинец попеременно опускать и поднимать. |
«Зайка и барабан»
| Зайка взял свой барабан И ударил: трам-трам-трам! |
Указательным и средним пальцами изобразить ушки зайки. Безымянным пальцем и мизинцем стучать по большому пальцу. |
«Мышонок»
| Сел мышонок на маслёнок, | Ладонь одной руки накрывает кулак другой |
| А маслёнок – липкий гриб. | «Ножкой» получившегося гриба вращать вокруг своей оси |
| Посидел на нём мышонок | Поелозить ладонью по кулаку |
| И прилип, прилип, прилип. | Плотно обхватив ладонью кулак, пытаться «оторвать» её |
«Гуси-гуси»
| – Гуси-гуси! | Прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси |
| – Га-га-га! | Большой палец опускается-поднимается относительно остальных |
| – Есть хотите? | Снова вращение рукой |
| – Да-да-да! | «Говорить» при помощи большого пальца |
«Кулачки»
| Раз – кулак. | Одна ладонь прямая, прикладываем к ней кулак |
| Два – кулак. | Поменять руки |
| Ты умеешь | Поменять руки |
| Быстро так? | Поменять руки |
Песенки-потешки
«Купила бабушка…»
| Купила бабушка себе курочку. Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. |
Показать руками, как клюёт курочка |
| Купила бабушка себе уточку. Уточка тюрюх-тюх-тюх,Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. |
Показать руками, как плавает уточка
Показать руками, как клюёт курочка |
| Купила бабушка себе индюшонка. Индюшонок фалды-балды,Уточка тюрюх-тюх-тюх, Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. |
На слово «фалды» руки вправо, «балды» – влево
Показать руками, как плавает уточка Показать руками, как клюёт курочка |
| Купила бабушка себе кисоньку. А кисуля мяу-мяу… |
Показать, как умывается кошка
(Перечислить все предыдущие покупки) |
| Купила бабушка себе собачонку. Собачонка гав-гав… |
Показать рукой собачьи уши
(Перечислить все предыдущие покупки) |
| Купила бабушка себе коровёнку. Коровёнка муки-муки… |
Показать пальцами рога коровы
(Перечислить все предыдущие покупки) |
| Купила бабушка себе поросёнка. Поросёнок хрюки-хрюки… |
Показать рукой пятачок поросенка
(Перечислить все предыдущие покупки) |
| Купила бабушка себе телевизор. Телевизор время-факты, Дикторша ля-ля-ля… |
Развести руками широко в стороны
Изобразить руками синхронный перевод (Перечислить все предыдущие покупки) |
«Паучок»
| Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (2 раза) |
Скрестить руки и пальцами «бегать» по рукам |
| Дождик с неба вдруг полил, | Свободно опустить кисти и «стряхивать» воду с пальцев |
| Паучков на землю смыл. (2 раза) | Хлопнуть ладонями по столу иликоленям |
| Солнце стало пригревать – | Ладони боковыми сторонами прижать друг к другу, пальцы растопырить. Качать руками из стороны в сторону |
| Паучок ползет опять, (2 раза) | «Ползти» по рукам |
| А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. (2 раза) |
«Паучки» ползают по голове |
«Ветер»
Поставить локти на стол, кисти прижать друг к другу основаниями, пальцы растопырить (крона пальмы).
| Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает. (2 раза) |
Раскачивать руками в разные стороны, не поднимая локти |
| А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит, (2 раза) |
Положить ладони на стол и прижать друг к другу боковыми сторонами. Пальцы растопырить и согнуть (клешни). Шевелить «клешнями» |
| Чайка над водой летает | Ладони соединить большими пальцами, остальные пальцы прижать друг к другу. Развести ладони в стороны, изображая крылья, и махать ими |
| И за рыбками ныряет, (2 раза) | Слегка округлённые ладони сомкнуть, выполнять волнообразные движения |
| Под водой на глубине Крокодил лежит на дне. |
Ладони прижать основаниями друг к другу, а пальцы согнуть, изображая зубы. Открывать и закрывать «пасть» |
| Под водой на глубине Крокодил лежит на дне. |
Перевернуть ладони и повторить движения |
«Часы»
Сесть на пол.
| Мышь полезла в первый раз Посмотреть который час. |
«Бегать» пальчиками от пола до макушки. |
| Вдруг часы сказали: «Бом!» | Один раз хлопнуть над головой |
| Мышь скатилась кувырком. | Руки падают на пол |
| Мышь полезла второй раз Посмотреть который час. |
Снова «бегать» пальчиками |
| Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» | Два раза хлопнуть над головой |
| Мышь скатилась кувырком. | Руки падают на пол |
| Мышь полезла в третий раз… |
«У жирафов»
| У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза) | Хлопать по всему телу ладонями |
| На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, Коленях и носках. |
Обоими указательными пальцами дотрагиваться до соответствующих частей тела |
| У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) | Щипать себя, как бы собирая складки |
| На лбу, ушах… (и т.д.) | |
| У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза) | Поглаживать себя, как бы разглаживая шёрстку |
| На лбу, ушах… (и т.д.) | |
| А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза) | Провести рёбрами ладоней по телу |
| На лбу, ушах… (и т.д.) |
«Поросята»
По очереди «идти» по столу каждым из пальцев обеих рук.
| <Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, |
Мизинцы |
| >Этот толстый поросёнок Спинку об забор чесал. |
Безымянные |
| Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, Поросяток я люблю. |
Сделать «фонарики» |
| Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, Поросяток я люблю. |
Сжимать и разжимать кулачки< |
| Этот толстый поросёнок Носом землю ковырял, |
Средние пальцы |
| Этот толстый поросёнок Что-то сам нарисовал. |
Указательные пальцы |
| Ля-ля-ля-ля … | |
| Этот толстый поросёнок – Лежебока и нахал. |
>Большие пальцы |
| Захотел спать в серединке И всех братьев растолкал. |
Сжать кулак, спрятав большой палец внутрь |
| Ля-ля-ля-ля … |
Использованы материалы следующих сайтов:
Музыка с мамой (Екатерина Железнова)

[…] Игры-потешки для развития мелкой моторики рук […]
[…] Игры-потешки для развития мелкой моторики рук […]